85 лет со дня спасения челюскинцев.

05/03/2019

5 марта 1934 года, 85 лет назад, на льдину в Чукотском море, на которой спаслись участники раздавленного льдами парохода «Челюскин», сел первый самолет. Экипаж летчика Ляпидевского вывез на материк 12 женщин и детей. Так началась спасательная операция, ставшая выдающимся событием в истории освоения Арктики 1930-х годов, за участие в которой семь летчиков получили первые звания Героев Советского Союза.

mU_VCWZMWPg.jpg
 П. П. Соколов-Скаля. Плакат «Челюскинцам и спасших их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!». 1934 г.

История полетов экипажа Ляпидевского стоит особняком среди полетов его коллег — дело в том, что летчики и их самолет АНТ-4 прибыли на Чукотку задолго до гибели «Челюскина». Осенью 1933 года у берегов Чукотки на вторую вынужденную зимовку встали суда Северо-восточной экспедиции Наркомвода. Для эвакуации членов экипажей этих судов Главсевморпуть организовал Особую летную экспедицию, в которую включил базировавшийся Юнкерс летчика Ф. К. Куканова и два переданных Военно-воздушными силами самолета АНТ-4 (бомбардировщиков ТБ-1 со снятым вооружением). Одним из них командовал летчик А. В. Ляпидевский. Когда в конце ноября АНТ-4 выгрузили в бухте Провидения, то начальник летной экспедиции Г.Д. Красинский распорядился задействовать самолеты для эвакуации части пассажиров «Челюскина», который в то время еще дрейфовал во льдах Чукотского моря. Задачу по спасению членов экспедиции Наркомвода целиком возложили на Ф.К. Куканова, который ее с честью выполнил.

Самолеты АНТ-4 оказались плохо подготовленными к полетам в условиях суровых арктических холодов. Постоянно выходили из строя моторы, отказывали приборы. В Уэлен летчики сумели прибыть только 20 декабря. Несколько попыток Ляпидевского вылететь к дрейфующему пароходу не увенчались успехом, приходилось поворачивать назад. 13 февраля «Челюскин» затонул.

JvLA831xIu8.jpg
 Карта полета экипажа А. В. Ляпидевского. Из книги А. В. Ляпидевского «Пятое марта». Москва. 1935 г.

Очередной неудачей стал вылет Ляпидевского 21 февраля — экипаж не смог найти лагерь челюскинцев. Лишь 5 марта очередная попытка увенчалась успехом. Ляпидевский вспоминал:

«Дул южный ветер. От этого ветра во льдах появляются разводья и трещины, откуда идет пар. Пар этот мы принимали все время за дым лагеря. То и дело кто-нибудь говорил:
— Лагерь!
Всюду мерещилась нам стоянка челюскинцев. Мы видели тысячи лагерей, потому что тени от ропаков создавали видимость палаток, бараков. Внезапно наблюдатель Петров подозвал борт-механика и показал ему на что-то во льдах. Опять заметили дым. Мы ясно видели дым, но не верили в то, что видели. Слишком много было у нас разочарований за эти тяжелые месяцы, слишком много неудач.
— Самолет! — закричал вдруг Петров. Действительно, мы увидели на льду самолет. Это была машина Бабушкина. Мы прямо носом уперлись в лагерь. Отчетливо видели теперь стоянку Шмидта: вышку, палатки, барак. Потом увидели на льду широкую трещину, которая отделяла лагерь от аэродрома. Около трещины — народ, скопище народа, пытавшегося перебраться через трещину. Кричали что-то, бросали шапки вверх. Радость была колоссальная.»

vR_BoRaJXDA.jpg
 Самолет АНТ-4 А. В. Ляпидевского. Из фондов РГМАА

После первого удачного полета над Чукоткой вновь разыгралась непогода. 14 марта Ляпидевский вновь поднял свой АНТ-4, чтобы перелететь в Ванкарем, ближайший к лагерю челюскинцев поселок. Во время полета вновь отказал мотор, пришлось пойти на вынужденную посадку в тундре. Оказалось, что самолету требуется серьезный ремонт.

Дальнейшую полеты пришлось отложить до прибытия самолетов и экипажей спасательной авиагруппы. Оставшиеся челюскинцы были сняты со льдины в первой половине апреля.

См. также: