Дневник 2 рейса АПУ-2014 года. 12 августа.

15/08/2014

12 августа: Любителям экстрима посвящается

Этот день был максимально насыщен для участников экспедиции. Первая отчетная сессия. С утра оставалось время на последние приготовления, обсуждение выступления. А уже после обеда все собрались в баре и понеслось.

Хедвиг Эльмхейм, студентка магистратуры Университета Тромсё состоит в историко-правовом блоке. За время экспедиции они изучают историю и права коренных народов, а также историю НИС «Профессор Молчанов». Именно нашему судну было посвящено выступление их блока на первой отчетной сессии.

— Готовясь к отчетной сессии, мы много времени провели на мостике, где опрашивали членов команды и разговаривали с капитаном. Важно, что судно было задействовано во многих сферах, в основном в научной и в туризме. Но самое интересное происходит с ним сейчас — «Арктический плавучий университет». Это удивительный проект: наука, образование, а к ним добавили еще и море, — говорит Хедвиг.

В группе Хедвиг четыре иностранца и два русских студента. Но это проблем у них не вызывало, общаться очень удобно и комфортно. Самая большая проблема — это качка. Многим весь день было плохо, а некоторым даже приходилось лежать на полу, как вы уже знаете, даже во время обсуждения.

— В день отчетной сессии не было никаких сложностей. С утра мы свободно обсуждали за чашечкой чая нашу тему. У нас была подготовлена презентация, и мы распределяли роли, обсуждали последние моменты самой презентации. Мы не переживали, не было никакого нервного состояния, — рассказывает Хедвиг. — Интересно слушать другие презентации и говорить о своей.

Для Хедвиг наиболее интересными были доклады биологического блока, потому что ей интересна флора, и доклад по арктическому туризму, потому что эта тема вызвала много споров и вопросов в аудитории.

На завершающей отчетной сессии историко-правовой блок будет говорить о поселках, которые мы посещали в рамках экспедиции, Бугрино и Диксон, о людях, об их быте и реалиях жизни.

— И мы надеемся, что высадки еще будут, и нам будет, что добавить в наш отчет.

Около девяти часов вечера «Молчанов» подошел к Ледяной гавани (Новая Земля). Началась высадка. Наконец-то участники экспедиции смогли действительно ощутить, что высадка проходит в условиях Арктики. Колющие лицо морские брызги, выдувающий слезы ветер, волны, норовящие присоединиться к участникам экспедиции, бесцеремонно запрыгивали в лодку. А на берегу, в 200-300 метрах — медведь.

С первой группой на берег высадились три егеря. Опытные охотники, вооружившиеся ружьями, оцепили территорию высадки и пристально следили за хозяином Новой Земли, пока группа исследователей и съемочная группа работали.

— Страшно конечно, не боятся только дураки. Но если медведь не проявляет никакой агрессии, то что его бояться? Медведь был от нас на расстоянии 200-300 метров. Видно было, что он даже интереса к нам не проявлял. Лег и лежал. Мы его не интересовали, — рассказывает егерь Игорь Мацкевич. — Лодка была рядом, матросы тоже. Мы им сказали — будьте начеку, если что, сразу отплываем. То есть путь отхода был, и мы учитывали расстояние от нас до медведя и до лодки. Самое главное — не поддаваться панике. Надо трезво мыслить и действовать по обстоятельствам. Если медведь проявляет агрессию, то можно пошуметь, пострелять в воздух, под лапы. Может, одумается и уйдет.

В самого белого медведя стрелять нельзя, этот вид занесен в Красную книгу. Так что исследователям Арктики нужно быть очень осторожными и бдительными, ведь выстрел в воздух — крайняя мера и единственный способ применения оружия. Поэтому следующие группы высаживались уже на другой части берега, чтобы избежать нежелательной встречи с хищником.

Игорь в подобной научной экспедиции первый раз, а в Арктике и подавно.

— Я работал всю жизнь в пожарной охране и занимался спасательной работой. Сейчас еще преподаю в секции туризма спасательное дело для детей. В этих местах я не бывал, на кораблях по морю не ходил. Все хорошо, только шторма не надо.

Игорь — охотник с тридцатилетним стажем. Умение обращаться с оружием, охотиться — главное требование, чтобы можно было обеспечить безопасность экспедиции. И хотя он называет себя «птичником», любит охотиться на птиц: глухаря, тетерева, рябчика, утку, с крупным зверем тоже имел дело.

— Охотился я и на лосей, и на кабанов. Медведя, правда, сам не стрелял, но был на коллективной охоте на косолапого.

Ко времени возвращения последней группы исследователей погода еще больше разбушевалась. Самое сложное — забраться в лодку, пока она не превратилась в мини-бассейн с моторчиком. Последней партии молодых ученых с первого раза это делать не удалось. Приходилось снова выбираться на берег, вычерпывать воду, и потом следовала новая попытка выбраться с острова. Но желание скорее оказаться на корабле в теплой и сухой одежде оказалось сильнее обстоятельств.

Завтра экспедицию ждет еще одна высадка. Надеемся, воды в сапогах после нее будет меньше.

См. также: