Дневник 1 рейса экспедиции АПУ-2014. 4 июня

05/06/2014

04.06.2014
      «Мама, привет!», «Бабуля, мы в Архангельске!», «Папа, привези мне плед и побольше конфет», - с девяти утра звучало на борту «Профессора Молчанова», прибывшего ранним утром в порт Экономия. Появилась долгожданная связь, люди смогли вырваться из информационного вакуума (интернета на судне нет). У родственников, слабо знакомых с маршрутом исследователей, возникли вопросы. На самом деле, на судне не произошли поломки, экспедиция продолжается. Сейчас участники закрывают границу на таможне и уже к полуночи отправятся к мысу Инцы. Здесь специалисты продолжат комплексное исследование вод Белого моря. 
     Архангельск встретил участников АПУ хорошей погодой. 16 градусов тепла позволили студентам скинуть куртки и немного отдохнуть на верхней палубе. Правда, недолго: образовательная программа сегодня оказалась насыщенной:
  • О геоинформационных технологиях участникам рассказал Дмитрий Ковалев, сотрудник Центра космического мониторинга Арктики САФУ.
  •  Полезную информацию о рельефе дна Белого и Баренцева морей слушатели получили от Людмилы Драчковой, специалиста института естественных наук и биомедицины САФУ.
        У многих возникло желание размять ноги в порту. Было принято решение, не покидать пределы судна, а за необходимыми продуктами отправилась группа активистов с подробным списком от участников рейса. «Кто сколько должен, как я теперь сосчитаю? И чье это мороженое? А мочалку кому?», - сокрушается Сергей Хрипунов с двумя плотно набитыми пакетами в руках. Хозяйка голубой мочалки нашлась быстро, мороженое, кстати, тоже не успело растаять. А таможня все еще не появлялась. На пеленгаторной - идиллия. Анна Амосова измельчает ножницами собранные еще на Русском Кузове водоросли. Кто-то читает книги, другие разговаривают по телефону, возможность услышать родных появится только на Шпицбергене. Внезапно руководитель экспедиции Константин Зайков просит всех собраться в кают-компании. Студенты недоуменно переглядываются: может, наконец, таможня пришла «давать добро»? Пока еще нет: все участники поздравляют с днем рождения боцмана «Профессора Молчанова» Илью Лягина. Есть у него негосударственная награда - «морская серьга» в правом ухе за прохождение пролива Дрейка! Для бывалого моряка - метка мужества. 
      Наконец, таможня пройдена и все готово к отплытию. В девять часов вечера судно снимается с якоря и отправляется по Северной Двине к Белому морю. 

    Дневник дня.

Евгения Быкова, студентка II курса института теоретической и прикладной химии САФУ 
- Женя, первые три дня экспедиции для тебя оказались «трудовыми», я тебя видела исключительно в лаборатории. Чем занималась?
- Я работаю в блоке гидрохимии, занимаюсь исследованиями воды на содержание в ней кислорода, биогенных веществ, кислотность и щелочность. Точки разреза близко, потому много времени проводила на палубе и в лаборатории. Но мне нравится – интересно все.
- Не замерзла?
- На палубе работаешь, просто не замечаешь, как время летит и какая температура. Но когда сливаешь с батометров ледяную воду, которую подняли с 250-метровой глубины, она обжигает. Ощущение, будто держишь в руках кусочек льда. Соответственно, из-за того, что она холодная, некоторые исследования усложняются: аппаратура реагируя на такую температуру, может сломаться. 
- У вас смены по четыре часа и ночью, и днем. Быстро адаптировались после домашнего графика? 
- Все это действительно не привычно для человека, который живет пятидневкой. Для моряков график четыре часа через восемь - это нормально. Для нас, привыкших к выходным и другому режиму, было сложно. Мы сначала не могли понять, когда нам спать. Серьезно! Ведь надо не только отработать, но и успеть поесть – благо кормят здесь вкусно и обильно. В итоге получается весь день расписан на промежутки по два-три часа, на сон времени почти не остается.
 - При этом ты совсем не выглядишь недовольной. Скорее – счастливой. 
- У меня такое подозрение, что папа-моряк давно знал – когда-нибудь мне предстоит пойти в море. Потому что с детства меня катали на разных каруселях – катапульте, камикадзе, хип-хопах. Плюс, когда я приезжала к отцу в Мурманск на лето или зимние каникулы, он меня брал на судно, рыбачить ездили. Укрепляли вестибулярный аппарат как могли. Я сейчас чувствую себя хорошо и рада, что у меня такой папа. Он сделал все, чтоб здесь мне было все понятно и не сложно. 
- Как папа отреагировал, когда узнал, что ты идешь в Арктику?
- У папы моего две дочки. И когда он узнал, что одна из них собирается в экспедицию, это было похоже на пляску! Был очень энергичный танец. Всем друзьям позвонил, сослуживцам: «У меня Женя идет в море!». Стал называть меня полу-сыном. Сам собирал, вместе со мной все судно обошел, проверил наличие гидрокостюмов и спасательных жилетов. 
- С папой все понятно, а ты сама? АПУ – не круиз, это тяжелая многодневная работа. 
- В самой экспедиции гораздо легче психологически, чем во время подготовительного периода. За месяц до отплытия пришлось работать в очень интенсивном режиме. Это тяжело – сдавать зачеты, экзамены, курсовую. И плачешь, и не спишь, стресс, график сумасшедший. Как-то я умудрилась везде получить «отлично». Хотя в какой-то момент хотелось отказаться от экспедиции, просто из-за нехватки времени. Наверное, ощущение, что если я не поеду, то подведу отца, заставило мобилизовать свои силы. 
- Как ты себя чувствуешь на судне? 
- Мне нравится. Учитывая, что я астматик и реагирую на любую пыль, могу с уверенностью сказать: здесь очень чисто. Только подушку и покрывало свое везла на всякий пожарный, так как здесь постельные принадлежности набиты либо пухом, либо пером. Вообще, я очень довольна и судном, и экипажем. Мне нравится морской воздух, выхожу и полной грудью дышу.
 - 30 дней - не много для первого экспедиционного опыта в высоких широтах?
 - В полярники меня посвятили очень давно, на самом деле: в Мурманске папа заставил выпить соленой воды на судне. А если серьезно, очень жду Шпицбергена, высадки, хочу увидеть льды Новой Земли. Нет, не думаю, что это однообразно будет, 30 дней на самом деле – не так много. Я постараюсь получить максимум впечатлений. Мне даже подарили бинокль, потому что в море без него никуда. Уже нерпу видели, берега рассмотрели в деталях.
 - Сейчас ты на втором курсе. Уже задумываешься о том, чтобы серьезно заняться наукой? 
- На самом деле у меня было время определиться, что хочу делать в жизни. Я училась на педиатра в СГМУ три года, потом поняла - не мое. Сдала заново ЕГЭ, поступила в Институт теоретической и прикладной химии. Все нравится. У нас бакалавриат, буду поступать в магистратуру. В дальнейшем хотела бы заниматься наукой на кафедре – в САФУ действительно есть, куда расти.

Автор - Евгения Рачеева.

См. также: