40 лет в строю на службе погоды.

07/07/2015

8 июля 1975 года флот ордена Ленина Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) пополнился новым судном. В этот день на судне состоялся подъем Государственного флага СССР, и 8 июля по праву считается днем рождения научно-экспедиционного судна (НЭС) «Михаил Сомов». На торжества из Ленинграда прибыла группа ученых Арктического и Антарктического института во главе с его директором А. Ф. Трешниковым. Приехала и жена прославленного полярника Михаила Михайловича Сомова – ленинградская писательница Елена Павловна Серебровская. Она и стала «крестной матерью» судна.

IMG_1997.jpg

НЭС «Михаил Сомов» стал флагманом антарктических исследований ААНИИ, Госгидромета.

Судно, названное в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза Михаила Михайловича Сомова (1908—1973), имеет следующие характеристики: полное водоизмещение – 14 185 т; длина – 133,1 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т, имеются помещения для 76 пассажиров. Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль. Экипаж – 40 человек.   

33519.jpg 

Осенью 1975 г. «Михаил Сомов» отправился в первый экспедиционный рейс в Антарктику в составе 21-й Советской Антарктической экспедиции (САЭ). Он доставил людей и снаряжение на советские антарктические станции и в мае 1976 г. вернулся в Ленинград. Затем судно приняло участие в экспедиции ПОЛЭКС-север-76, в результате которой ученые выполнили важные океанографические и метеорологические исследования. Осенью 1976 г. «Михаил Сомов» снова пошел в Антарктику, работая в составе флота 22-й САЭ, он попал в ледовый плен. Дрейф оказался не очень продолжительным: менее двух месяцев – с 6 февраля по 29 марта 1977 года, 53 дня. Судно, используя улучшение погодных условий и ледовой обстановки, смогло самостоятельно выйти начистую воду. В 1977 г. судно модернизировали на Херсонском заводе. Главной задачей работ стали установка лабораторного блока для выполнения различных исследований и оборудование вертолетной площадки. В результате дооборудования «Михаил Сомов» стал полноценным научно-экспедиционным судном и стал достойной сменой хорошо известной всем советским полярникам «Оби», на которой Михаил Михайлович Сомов трижды ходил в Антарктиду.

IMG_2016.jpg

До 1999 года НЭС «Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной Советской и Российской Антарктических экспедициях. Работы на шестом континенте велись самые разнообразные: изучение гидрометеорологического и ледового режима Южного океана, гидрографические работы, выполнение меридиональных разрезов температуры поверхности океана методом инфракрасной радиометрии, специальные исследования физики и механики морского льда. И, конечно, доставка на антарктические станции зимовщиков, а также продовольствия и различных грузов. Протяженность каждого из таких рейсов составляла от 30 000 до 40 000 миль, и многие из них складывались совсем непросто.


                                                                     IMG_1998.jpg  IMG_1999.jpg

Наибольшую известность «Михаилу Сомову» принесли события 14 го рейса в 1984—1985 гг. Теплоход должен был работать в составе 30 й Советской Антарктической экспедиции. Выйдя из Ленинграда с опозданием (это уже была дурная традиция), на сей раз на месяц: АНИИИ не мог своевременно обеспечить снабжение судна необходимым оборудованием, материалами, он взял курс к берегам шестого континента.

К берегам Антарктиды «Михаила Сомова» повел капитан Анатолий Сухоруков. Это был первый рейс Сухорукова в Антарктику.
К берегам Антарктиды судно подошло уже в середине очень короткого антарктического лета. Первая его половина была упущена. Условия были благоприятны: в море Космонавтов смогли подойти к станции «Молодежная» и начать выгрузку прямо на припай.

Вместе с «Михаилом Сомовым» подошло еще одно судно – «Павел Корчагин». Начались перешвартовки. И тут капитан Сухоруков посадил «Михаила Сомова» на камни! Не просто посадил. Удар был такой силы, что в корпусе, в районе цистерны с пресной водой, образовалась трещина, морская вода попала в цистерну. И моряки долго еще пили подсоленный чай. Мало того, отворачивая от подводной скалы, Сухоруков умудрился ударить судно еще раз о камни уже скулой.

Сухоруков по команде из Москвы был отстранен от командования судном, капитаном был назначен В. Ф. Родченко, опытный ледовый штурман, капитан, ходивший на ледоколах в Арктике, неоднократно в Антарктику на судах Гидромета. На ремонт «Михаила Сомова» водолазами ушла еще неделя короткого лета. «Михаил Сомов» вместе с «Павлом Корчагиным», после короткого захода в Веллингтон для пополнения, прошли в море Дейвиса к станции «Мирный», сюда же подошел теплоход «Байкал» с зимовщиками.

Зимовщики, следующие на станции «Ленинградская» и «Русская», пересели на «Сомов».

015_41492a78.gif

Далее «Михаилу Сомову» предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», затем «Ленинградской». Станция «Русская» расположена в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса. В море Росса, куда направился «Сомов», находится самый тяжелый ледовый массив. Зимой здесь до сих пор не работало ни одно судно. «Михаил Сомов» подошел сюда в начале зимы. Ему удалось подойти к станции на расстояние вертолетного плеча, произвести смену зимовщиков и отчасти – снабжение станции. 15 марта 1985 года (это, кстати, дата, когда из Антарктики уходят все иностранные суда) погода резко ухудшилась, поднялся ураганный ветер. Тяжелые льды сомкнулись, зажав судно. «Михаил Сомов» оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Его протащило в район забитый айсбергами, сидевшими на мели. Это очень большая опасность: судно может быть придавлено к айсбергу и расплющено об него напирающими льдами. Родченко сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов, уйдя от наибольшей опасности. Но вскоре у судна льдом заклинило винты и руль, оно потеряло возможность движения. Месяц спустя было принято решение оставить на «Михаиле Сомове» минимум экипажа, а часть экипажа и участников экспедиции перебросить вертолетом на дежуривший у кромки льдов «Павел Корчагин». 17 апреля эвакуация вертолетами была завершена. Всего было эвакуировано 77 человек. На "Михаиле Сомове" оставались 53 человека.

«Павел Корчагин» оставался все время у кромки льдов, подстраховывая «Михаила Сомова». Расстояние между ними увеличивалось. К июню оно превышало 800 км. Положение «Михаила Сомова» становилось все более тяжелым. Сказывалась и потеря прочности судна в результате полученной трещины корпуса. Выгрузка снабжения на нескольких станциях облегчило судно, «Михаил Сомов» оказался без балласта. Ватерлиния, где проходил усиленный ледовый пояс, высоко поднялась над уровнем моря, подставив льдам менее защищенную подводную часть корпуса. Кроме того, это практически лишило судно его ледокольных качеств: нос, которым судно колет лет и вползает на него, давя и ломая своей массой, оказался выше уровня моря, масса судна уменьшилась и не позволяла крошить тяжелые льды… Возникла реальная угроза быть раздавленным льдами. Шпангоуты, не выдерживая натиска льдов, стали лопаться. Сжатия были столь сильными, что огромные льдины запрыгивали на палубу судна. Экипаж стал готовить все необходимое для высадки на лед в случае аварийной ситуации. Дрейф продолжался уже белее трех с половиной месяцев. Только 5 июня было принято решение Совета Министров СССР об организации спасательной экспедиции на ледоколе.

Дальневосточное морское пароходство выделило ледокол «Владивосток» В ААНИИ был создан штаб по руководству операцией. Ледокол вышел из Владивостока уже 10 июня под командованием опытного ледового капитана Геннадия Антохина. Зашел в Находку, где на палубу судна было принято 800 бочек с топливом для вертолетов и две цистерны с соляркой для «Михаила Сомова». Переход ледокола, приспособленного для плавания и работы во льдах, имеющего яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях) через ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты был кошмаром. В 20-х числах июля 1985 г. «Владивосток» подошел к ледовой перемычке, отделявшей «Михаила Сомова» от чистой воды. Установил с ним связь. 23 июля 1985 г. вертолет Ми-8 (командир Б.В. Лялин) совершил посадку у правого борта НЭС «Михаил Сомов». Вертолет доставил начальника экспедиции А.Н. Чилингарова, руководителя научных работ Б.А. Крутских, гидролога и медицинский персонал.

Войдя в перемычку, «Владивосток» в какой-то момент и сам оказался зажат льдами. Но погодные условия улучшились, сменивший направление ветер несколько разрядил льды. Ледокол околол «Михаила Сомова», и 11 августа оба судна вышли на чистую воду. В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня.

Ледокол "Владивосток" выводит судно "Михаил Сомов" из льдов Антарктиды

Многие участники этой эпопеи были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза, некоторые еще поощрены и своими ведомствами.

Начальник спасательной экспедиции А. Н. Чилингаров, капитан НЭС «Михаил Сомов» В. Ф. Родченко, командир вертолета Ми-8 Б. В. Лялин стали Героями Советского Союза. Руководитель научной программы спасательной экспедиции, директор ААНИИ Б. А. Крутских награжден орденом Октябрьской Революции, ледокол «Владивосток» награжден орденом Ленина, НЭС «Михаил Сомов» – орденом Трудового Красного Знамени. Известный спортивный обозреватель Виктор Гусев помимо государственной награды – медали «За трудовую доблесть», получил поощрение и от своего руководства – гендиректор ТАСС С.А. Лосев перевел его в спортивную редакцию, чего В. Гусев до этого безуспешно добивался 5 лет.

Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».

1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС. Судно по праву является флагманом Северного УГМС и научного флота Севера. С 2000 по 2014 годы выполнено более 50 рейсов по снабжению российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и иных объектов персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов. С 2011 года в соответствии с госзаданием НЭС «Михаил Сомов» проводит завоз и обеспечение ТДС Северного УГМС, Мурманского УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса. «Михаил Сомов» довольно быстро получил почетное прозвище: «пароход, что всю Арктику кормит».

НЭС «Михаил Сомов» участвует в реализации различных научных проектов и федеральных программ. В 2000 году судно выполнило рейс в рамках проекта «Арктика-2000». В 2003 году состоялся научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман 2003». В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило большой объем работ по восстановлению служебно-жилого модуля на законсервированной ранее станции им.Э.Т.Кренкеля (о.Хейса архипелаг Земля Франца-Иосифа).

С 2005 г. на «Михаиле Сомове» работала Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, которую возглавил почетный полярник профессор П.В. Боярский. За время работы на «Михаиле Сомове» экспедиция внесла огромный вклад в изучение самых разных объектов культурного и природного наследия Арктики, ее сотрудники в рамках программы «Память Российской Арктики» установили памятные знаки первопроходцам и путешественникам.

В 2006 году «Михаил Сомов» принял участие в эвакуации Российской дрейфующей станции "Северный полюс-34" (СП-34).

Somov.jpg

Судно выполнило огромный объем работ в реализации программы третьего Международного полярного года 2007-2008 годах по «Программе летней морской научно-исследовательской экспедиции (экспедиция «Сомов-МПГ-лето-2007)». Деятельность экспедиций была направлена на получение, уточнение и пополнение базы данных об айсбергах и ледниках ЗФИ, Новой Земли и Северной Земли. В рамках третьего МПГ были установлены автоматические метеостанции на островах Русский и Андрея; организованы аэрологические наблюдения и проведено ракетное зондирование на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля; осуществлено строительство модульного служебно-жилого здания на МГ-2 Марресаля; капитальный ремонт служебного здания на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля.

                                                                                    1009_2070.jpg

В 2011 году именно НЭС «Михаил Сомов» доставил в порт Архангельск первую партию спрессованных бочек – арктический мусор с Земли Франца Иосифа.

В 2010-2014 годах успешно проведены работы по научным программам ФЦП «Мировой океан», ФЦП «Геофизика». В рамках проекта модернизации наблюдательной сети НЭС «Михаил Сомов» проводил доставку и установку автоматизированных метеорологических комплексов (АМК) и автоматизированных метеостанций (АМС).

В 2014 году судно приняло непосредственное участие в реализации программы ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и ФЦП «Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008-2015 годах». Судном на полярные станции доставлены приборы и оборудование, приобретённые в рамках ФЦП, а также стройматериалы, энергооборудование, мебель для строительства новых зданий ОГМС Амдерма и ОГМС Диксон.

Михаил СОМОВ.jpg

В навигацию 2015 года НЭС «Михаил Сомов» вновь вышло на трассу Северного морского пути для обеспечения завоза грузов жизнеобеспечения для труднодоступных станций ФГБУ «Северного УГМС», ФГБУ «Мурманского УГМС», ФГБУ «Якутского УГМС» и ФГБУ «Чукотского УГМС»

Работа судна высоко оценена руководством Росгидромета 23.06.2015 года приказом № 208л/с экипаж судна награжден почетной грамотой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

См. также: