Вечером 28 июля на «Профессоре Молчанове» устроили поэтический вечер. Читали Анну Ахматову, Александра Городницкого, Александра Сергеевича Пушкина, Виктора Гюго и стихотворения собственного сочинения. Дмитрий Никитин напевно читал про Арктику и переложение песни «Ваше благородие» — «Ваше плодородие». Экспедиция близится к финалу, и студенты с научными руководителями завершают работу над исследованиями. В этом репортаже вы узнаете о макро-опасности от микропластика, о возможности предсказать климатические изменения по временным кольцам деревьев, о том, откуда в безлюдной Арктике мусор, и как обо всем этом рассказывать журналистам.
Под руководством исследователей из «ААНИ» студенты изучают микро-пластик в мировом океане. По словам ученых, это огромная проблема международного характера, и содержание микропластика в арктических морях исследовано не было. В отобранных пробах, действительно, много частиц пластика менее пяти миллиметров. Это особенно удивляет, поскольку в районах, где мы сейчас находимся, нет прямых течений.
На вопрос о возможности найти источник микропластика в море исследователи отвечают отрицательно. Можно разве что определить химический состав и с точностью сказать, что найденный пластик имеет антропогенное происхождение.
Вдоль левого борта на 20 минут опускается драга, которая пропускает морскую воду, оставляя в сети сгустки планктона. Затем под микроскопом в этой каше находятся частицы пластика. Исследователи работают даже ночью. «Ритм здесь очень интенсивный. Светло двадцать четыре часа в сутки. Если проснешься в три часа ночи и захочешь поработать, ничто тебя не остановит от того, что засесть в лаборатории», — говорят ученые.
Это — наука об изучении изменения климата на основе поведения растений. Если установить корреляцию между климатическими условиями и реакцией растений, можно понять направление изменения климата, как в прошлом, так и в будущем.
У каждого растения есть возрастные кольца. Год равен трем кольцам. Темные линии отражают жизнь растения в зимние, а светлые кольца — в летние месяцы. Чтобы провести корреляцию, нужно собрать растения из одного и того же периода. Между кольцами есть большие и малые расстояния. Малые — признак холодного климата, наоборот большие расстояния — признак теплого климата.
Студенты, занимающиеся дендроклиматологией, оценивают такие параметры, как влажность и температуру летом и зимой. Если понять соотношение между ростом деревьев и кустарников и изменениями климата, можно спрогнозировать, как будет развиваться растение в дальнейшем. Более глобальная задача — построить модель изменения климата.
Исследователи отбирают примерно тридцать образцов, имеет значение также местоположение. Если растение находится за камнем, то оно как бы оказывается в убежище, и поэтому на климатические изменения может реагировать иначе.
Студенты с четырех берегов Новой Земли собрали несколько 60-литровых мешков мусора. Пляж на Карском море был более всего загрязнен, поскольку он находится в бухте. Большая часть мусора — это пластик и рыболовецкие сети. Мусор приносится в Арктику течением из Атлантического океана.
Опасность микропластика в том, что он съедается рыбами и птицами, но не переваривается. Затем эта рыба и птица попадает к нам на стол. Для сбора мусора на Новой Земле студенты мысленно очертили сто метров, с которых и складывали в мешки весь найденный мусор. Затем рассортировали по списку. Больше всего студенты нашли рыболовецких снастей, которые, скорей всего, были случайно выкинуты за борт или оторвались во время работы.
Люси Эно и Анук Пернэ, студентки Университета Женевы, ведут ежедневный блог об экспедиции «Профессора Молчанова». Они публикуют новости и фотографии на страничке Facebook и Instagram и снимают видео об исследовательских группах. В прошлом году группа швейцарских студентов снимала видеорепортаж о путешествии вообще. Анук и Люси решили, что аудитории будет интересно совсем другое — популяризация науки.
По словам Анук и Люси, они задают вопросы в соответствии с глобальной идеей, которой посвящена экспедиция, — изменение Арктики с фокусом на глобальное потепление. «Разговаривая с учеными, мы поняли, что это довольно спекулятивный вопрос, поскольку когда говоришь об изменении климата, нужно обладать данными за прошлые года, а это не всегда возможно», — говорит Люси.
Снимая видео и ведя ежедневный блог, девушки научились еще большей терпимости, поскольку не всегда все получается так, как этого хочется. Другой важный журналистский навык — задавать дополнительные вопросы по ходу интервью. Как говорит Люси, важно не просто следовать списку вопросов, а внимательно слушать и формулировать уточняющие вопросы.
В обычной жизни журналистам приходится бегать за людьми, договариваться об удобном для всех времени, а здесь, на судне «Профессор Молчанов», мы живем бок о бок и моментально узнаем о происходящем. С другой стороны, по словам Люси и Анук, работая 24 часа в сутки, сложнее расслабиться.
«Мне интересна наука, я хотела путешествовать на судне и увидеть отдаленные места. Вначале мне было страшно, я думала, что через несколько дней мне будет очень тяжело, но все проходит нормально. Обычно день спокойный и расслабленный, а потом вдруг: „Высадка! Всем приготовиться!“ Мне нравится, что в экспедиции много импровизации», — говорит Анук.
Люси отмечает другую особенность экспедиции — возможность сосредоточиться только на проекте, хотя в повседневной жизни мы вынуждены выполнять несколько задач одновременно.