Лови мгновение, пока спит время, старина
«Общество мертвых поэтов»
С воскресенья «Профессор Молчанов» идет прямым курсом на остров Вайгач. Пока нет высадок, в баре с утра до вечера проходят лекции на темы права в Арктике, геомагнитного поля Земли, истории освоения Северного и Южного полюсов... Три лекции на тему эффективного обучения и преподавания прочитал Жак Ланаре. С 2006 года он был проректором по качеству и образованию, а с 2010 года работает профессором в Университете Лозанны. Преподавательская философия Жака Ланарэ основана на идее применения нейропсихологии в обучении.
Нет и не может быть единственно верного пути в обучении, но есть логика между целями, задачами, содержанием, стратегией, методом и оцениванием. Если поставить эти вещи в один ряд, только тогда обучение и преподавание будут иметь смысл. Если вы выбираете игровые технологии обучения, думая только о том, это просто интересно и весело, но не оцениваете знания и умения, которые студенты получили в результате игры, тогда эта работа не имеет смысла. Идея в том, чтобы рассматривать задачу обучения в контексте количества студентов, их образовательного уровня и задавать вопрос: как я могу достичь цели обучения наиболее эффективно?
Я уверен, что обучение меняет поведение или восприятие ситуации или явлений. Вы либо рассматриваете, либо воспринимаете вещи иначе. Например, я могу показать картинку, которая напоминает то карту, то лицо, но потом я показываю ту же картинку, но более четкую, и вы видите уже точно — лицо. Это и есть изменение восприятия. Как это происходит? Я держу в уме четыре основных подхода к обучению: бихевиористский, когнитивный, конструктивистский и социо-конструктивистский. Идея в том, чтобы от каждого подхода брать по чуть-чуть: от бихевиористского подхода обратную связь, от когнитивного — применение знаний, от конструктивистского — рефлексию, от социо-конструктивистского — взаимодействие. Вместе эти подходы позволяют вовлечь студентов в процесс обучения более эффективно.
Классическая лекция — это просто передача информации, никакой обратной связи и рефлексии. Но можно применить то, что я называю «Лекция+», когда вы используете кейс-стади, обсуждение в малых группах и взаимное оценивание. Студенты должны быть активными участниками процесса обучения, поэтому вопрос об образовательной стратегии звучит так: «При какой стратегии студенты будут активно вовлечены в обучение?»
— Каким преподавателем нужно быть, чтобы следовать такой логике?
— Это очень важный вопрос. Обычно мы исходим из того, что студенты ничего не знают, а преподаватель знает все. Преподаватель в таком случае единственный эксперт. Но можно поменять позицию и допустить, что студенты тоже достаточно знают, и тогда роль преподавателя меняется: я теперь эксперт не в содержании, а в процессе обучения. В первом случае ты знаешь ответы, во втором — задаешь вопросы.
Многие из моих коллег уверены, что если они не в первой позиции, то они ничему не могут научить. Еще одна проблема современного мира: только 3% студентов задумываются о продолжении академической карьеры, 97 % просто хотят получить хорошее прикладное образование, их не интересует знание ради знания, которое сегодня легко доступно. Поэтому роль преподаватель более не заключается в простом пересказе информации. Мы должны помочь студентам использовать знания, развивать критическое мышление, научить анализировать.
С другой стороны, чтобы реализовать подобные идеи, нужно несколько вещей: реальная политическая воля руководства университета, понимание значимости обучения и возможности и ресурсы для преподавателей. Преподаватели не будут меняться, если не знают, как это делать.
— Как думаете, настанет ли такой момент, когда лекции не будут существовать? Останутся только онлайн-курсы.
— Нет, я не верю, но это все лишь моя вера. Если мы посмотрим на образовательные предпочтения поколения Z, которое считается невероятно коммуникативно-ориентированным, то они хотят учиться с друзьями, то есть в группах, оценивать друг друга, предпочитают проблемное обучение и прикладное знание. Вопрос опять же состоит в том, как вы будете обучать. Если просто передавать знание, то это уже не работает.
И еще один аргумент против исчезновения лекции. Когда только появились массовые онлайн-курсы, все заговорили, что это приведет к закрытию университетов. Но только восемь процентов реально заканчивают в среднем шестинедельный курс на Coursera. Это реальные цифры, поскольку я бываю на конференциях, проводимых Coursera. Или еще одна модная стратегия — перевернутый класс. Он просто невозможен без преподавателя.
— Что вы думаете о стратегии обучения главного героя в фильме «Общество мертвых поэтов»?
— Для многих молодых преподавателей герой Робби Уильямса — идеал. Но тут важно понимать контекст: этот учитель ломал очень важные правила в очень грубой форме. Хотя это здорово, что он пытался развивать в студентах креативное и критическое мышление, пытался научить выражать себя. Но такое поведение должно быть хотя бы частично принято окружающими.