Наш маршрут изменился. Лед стоит у берегов восточного побережья Новой Земли, поэтому мы идем прямым курсом и полным ходом на Русскую Гавань, Западное побережье. Это будет наша первая серьезная высадка после Соловков.
Всю первую половину дня студенты готовили презентации о своих исследовательских проектах, которые можно разделить на четыре группы: море, воздух, земля и гуманитарные науки. Особенность работы на «Профессоре Молчанове» — сотрудничество, взаимодействие и взаимопомощь. Например, команде студентов Федеральной политехнической школы Лозанны Янна Пэйена и Луи Жака Вердье нужно измерить распространение углекислого газа и, чтобы получить точные данные, им нужна информация от других команд: скорость ветра, солёность и плотность морской воды. Для уточнения показателей pH, температуры и CO2 студенты ждут помощи от более опытных коллег.
Студенты Университета Женевы Сирияк Брюэ и Аринзи Авилив пришли в Русскую Арктику изучать биоразнообразие зоопланктона и его распространение в Белом море. Во время экспедиции 1893–1896 годов был составлен первый перечень ракообразного зоопланктона, обитающего в арктических морях. Задача Сирияка и Аринзи собрать планктон и под руководством исследователей из «ААНИИ» определить его разнообразие на определенных территориях. Студенты используют сеть Джедди, которая опускается на пять метров и работает по типу самовара: сеть наполняется водой, которая при поднятии стекает, и на конце открывается краник, через который в бутылку собирается концентрация планктона с морской водой.
Перед тем, как проводить хлорофильное измерение концентрации планктона, нужно эту воду пропустить через вакуум и оставить в холодильнике при температуре −20 °С. Более подробные исследования Сирияк и Аринзи будут проводить в Санкт-Петербурге в лаборатории.
На судне ребята могут только зафиксировать количество планктона и определить его вид. Планктон — хрупкий организм и при отделении малой части его легко повредить.
Из 200 миллилитров морской воды нужно отделить только 1 миллилитр и поместить в чашу Петри. Следующий шаг — посчитать количество планктона на 1 миллилитр. Из образца капелька планктона наносится на стекло и отправляется под микроскоп. Вуаля!
«В экспедиции я получаю ровно то, что планировал. Я не ожидаю изменить мир или остановить глобальное потепление. Я просто изучаю планктон, потому что это мой исследовательский проект», — сказал Сирияк.
Янн Пэйен и Луи Жак Вердье изучают с помощью специальных камер распространение углекислого газа в зависимости от погодных условий и влияние различных параметров, например, pH, температуры и щелочности на кривую газа. Чтобы соорудить это устройство, которое члены экспедиции прозвали «шапочками инопланетян» или «НЛО», Янн и Луи Жак использовали две черные миски, фольгу, ланч-боксы и сенсор. Студенты нашли статью шведских ученых о том, как собрать и использовать эти камеры. Один конец сенсора присоединяется к батарейке, другой конец — к компьютеру, и таким образом считываются результаты до и после эксперимента. Для проведения более точных замеров лучше использовать шесть камер, но сейчас для работы Луи Жака и Янна достаточно трех. Главное — осторожно спускать камеры на воду. Чтобы избежать столкновения между устройствами, к веревке прикрепляются бутылки с водой — тогда угол спуска и поднятия будет уравновешиваться, и сенсор внутри камеры останется сухим. Камеры находятся на поверхности воды в течение 15 минут.
Иногда результаты замеров невозможно использовать для дальнейшего исследования, поскольку сенсоры во всех трех камерах показывают различные данные. Хотя бы в двух камерах кривые должны совпадать. Почему данные различаются, Луи Жак и Янн не знают, причин может быть множество, например, камеры спускали / поднимали слишком быстро или медленно или в камеры попал воздух. Если замеры углекислого газа совпадают по крайней мере на двух кривых в начале и конце эксперимента, значит камеры на воду были спущены правильно.
До экспедиции Луи Жак и Янн проводили эксперимент только на озерах, и поэтому они ожидают получить данные из реальной жизни.
«Мы все обеспокоены проблемой изменения климата. Мы знаем, что температура воздуха влияет на температуру океана. Поэтому углекислый газ может рассеиваться в океане, и повышение температуры приводит к тому, что углекислый газ менее абсорбируется», — объяснил свой интерес в этой теме Луи Жак