Дневник экспедиции АПУ — 2018. 10 июля

День первый. Отправление

Если бы мне сказали, что я поеду, или правильнее сказать, поплыву, а точнее на судне говорят «пойду», в Арктику, я бы только спросила: «Когда?» И это «когда» наступило сегодня. 10 июля в юбилейный, десятый рейс отправляется научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов».

Накануне

Тематика экспедиции — «Terrae Novae»; основной пункт назначения — архипелаг Новая Земля. Участники будут останавливаться в основном по берегам восточного побережья, которое как раз мало исследовано. 

В образовательной программе восемь модулей, в научном блоке — шесть. Новое направление — экологическое. Как сказал накануне на пресс-конференции руководитель экспедиции и проректор по международному сотрудничеству Константин Зайков, одна из актуальных задач исследований в Арктике сегодня — это оценка загрязнения окружающей среды и влияние изменений климата на экосистему.

Традиционное направление экспедиции — климат арктического региона. По словам директора «Национального парка „Русская Арктика“» Александра Кириллова, птицы — хороший индикатор изменений климата в Арктике. За ними будут наблюдать участники экспедиции от «Русской Арктики» под руководством Ивана Мизина.

И.о. начальника «Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Роман Ершов дал погодную сводку:

  • Ветер северный, северо-восточный, 6...11 — 13...16 м/с
  • Солнце, без осадков
  • Температура днем +18...23

Роман Викторович уточнил: «Так будет в районе Белого моря».

Наш же маршрут такой:

Соловецкие острова — о. Матвеев — пос. Варнек — м. Болванский Нос — залив Благополучия (Новая Земля) — залив Ледяная гавань (Новая Земля) — о. Малые Оранские (Новая Земля) — мыс Желания (Новая Земля) — Русская гавань (Новая Земля).

На вопрос о сложностях экспедиции Константин Зайков ответил, что основное — это лёд, который медленно уходит. Но любые трудности только подогревают научный интерес.

Завершая пресс-конференцию, ректор САФУ Елена Кудряшова сказала:

«Это единственный проект, который объединяет крупнейшие образовательные и научные центры России, работающие в интересах российской Арктики. Это единственная в мире высокоширотная комплексная экспедиция, организованная на борту исследовательского судна. И это единственный проект, который можно обозначить как удачный пример государственно-частного партнерства. Наряду с университетом, нацпарком „Русская Арктика“ и управлением Северного УГМС в каждой экспедиции принимают участие крупные компании. В десятую экспедицию идут представители компании „Норникель“».

В путь

Сегодня традиционно на площади САФУ у памятника М. В. Ломоносова звучат напутственные речи, пожелания семи футов под килем и попутного ветра, прощальные слова. Около 60 участников (24 из-за рубежа) с четырех континентов, восьми стран выстроились в линейку и прошли в конце церемонии почетным кругом. 

Традиционный персонаж русского фольклора Снеговик подарил участникам экспедиции коробку мороженого, которое будет съедено вечером после ужина. До него — участникам провели инструктаж нахождения и проживания на судне, показали, как правильно надевать спасательный жилет и гидрокостюм. В которые с горем пополам и шутками буквально вползали все, опробовав на себе это убежище, в котором можно продержаться в воде около шести часов.

В завершение инструктажа швейцарские участники подарили шапочки с эмблемой UNI Arctic. Uni — сокращенное от слова university (университет) — означает, что все мы из академической среды, ну, а Arctic — что отправляемся в Арктику и отныне мы одна команда. Как и говорил на пресс-конференции Константин Зайков: за 24 дня перед участниками экспедиции стоит задача не только провести запланированные исследования, но и превратить эту пеструю колоритную команду в единый рабочий организм. 

После того как за кормой растаяли башенные краны Архангельска и мы стали расходиться по каютам, кто-то вышел подышать на открытую палубу, прозвучали семь коротких и один длинный гудок — первая учебная тревога. Это значит — вернуться в каюту за индивидуальными спасательными средствами и выйти к месту сбора. Следующее задание — найти свою шлюпку: 1 — для проживающих в нечетных, 2 — в четных каютах. Все справились быстро. 

В это время судно легло на прямой курс, впереди — Соловки.

После ужина участники собрались в баре и рассказали кратко о себе и своих проектах. Все приехали с различными идеями и задачами. Кто-то будет измерять уровень озона и вредных летучих веществ в воздухе, чтобы по приезду оформить результаты в научную статью. Другие будут вести блог в Facebook и Instagram и писать материалы для сайта. Но перед этим, сообщил Константин Сергеевич, завтра нам предстоит остановка на Соловках, где мы проведем шесть часов.

7 важных правил проживания на судне «Профессор Молчанов»:

  1. Запрещено бросать мусор в туалеты. Они вакуумные. В любой туалет попадает какая-либо бумажка — останавливаются туалеты на всем судне. «Все будем терпеть, пока не починят», — сказал второй помощник капитана.
  2. Никакой мусор за борт не бросать — все в мусорное ведро. После завтрака в каютах будет убираться дневальная.
  3. Курить можно только на открытой палубе, под синим навесом.
  4. Расписание по посещению сауны будет вывешиваться на доске объявлений, которая находится рядом с рестораном. На этой же доске будет висеть расписание завтраков, обедов и ужинов.
  5. В помещение ресторана запрещено заходить на босую ногу. Обязательно должны быть надеты носки. После высадок в грязной одежде никто туда не заходит.
  6. Расписание по шлюпкам будет находиться на доске объявлений.
  7. На мостик без стука не входить.