И почему я удивляюсь, что у меня все ноги в синяках. Если падать на колени перед каждым цветочком, то, естественно, они будут всех оттенков фиолетового. Но, я думаю, арктические цветочки и не только цветочки, стоят того.
Утром я, как положено, но далеко не всегда получается, проснулась на завтрак, собираясь на высадку. Смотрю — а мы куда-то идем.
Накануне планировалось, что сегодня мы пойдем на остров Чампа и отработаем на мысе Зенит острова Хейса. Эти острова рядом. Мало ли, что вы планировали — решила Арктика. К острову Чампа принесло ледовое поле, а у мыса Зенит оказался припай, на который высаживаться нельзя, потому что это опасно.
Поэтому наш курс на Греэм-Белл — самый восточный остров Земли Франца-Иосифа и один из четырех больших островов архипелага. Кроме Греэм-Белла более-менее солидного размера еще Земля Александры, Земля Георга и Земля Вильчека. Греэм-Белл открыт в 1899 году экспедицией Уолтера Уэлмана и назван в честь изобретателя телефона Александра Грэхема Белла.
Греэм-Белл в советское время осваивался военными. С 1957 года на острове располагались станция ПВО, полк дальней авиации и самый северный в мире ледовый аэродром. Это был аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков. На Греэм-Белле было построено два, можно сказать, поселка. Один находился на мысе Аэросъемки. Там стояла каменная казарма, ЦУБы (это цельнометаллический универсальный балок — там живут), всякие склады и гаражи. Второй поселок располагался рядом с аэродромом и назывался поселок Комендатуры. Там тоже была казарма, но деревянная, ЦУБики, радиостанция, узел связи. Так как на Греэм-Белл были военные, особо точных данных нет, но по некоторым оценкам там могло размещаться до 200 человек. В начале
Чтобы далеко не тащить, склады с ГСМ располагали непосредственно на берегу. Когда
В этом году очистка продолжена, технику и людей завозили еще в мае с использованием ледокольной проводки, чтобы провести выгрузку на еще прочный лед.
Вот и мы подошли к полуострову Холмистому, посмотрели и повернули обратно, точнее, влево. Сплошной лед вокруг Греэм-Белла, никаких шансов. Даже соседний остров
Пока мы шли к Греэм-Беллу, еще не зная, что он нас не ждет, Ирина Покровская рассказывала про морских птиц.
Морские колониальные птицы составляют ядро местной орнитофауны. На Земле Франца-Иосифа зарегистрировано более 100 колоний морских птиц, но этот список еще далеко не полон. Так, например, по результатам анализа многоспектральных космических спутников на островах архипелага выявлено около 300 потенциальных мест гнездования морских птиц. Еды в море много, а на берегу — скальных обрывов и осыпей, где удобно высиживать птенцов. По приблизительным оценкам общая численность морских птиц Земли Франца-Иосифа может достигать 400 тысяч пар.
Интересная группа по латыни называется Alcidae. К ней относятся кайры, люрики, тупики — все те, кто похож на маленьких летающих пингвинов. Летуны они все так себе, крылья у них довольно короткие, но они хорошо ныряют и к жизни в Арктике приспособлены прекрасно.
Толстоклювая кайра — типичный летающий пингвин ЗФИ. Когда они сидят на льдине или скале, сходство полное. Кайры весят до 1 кг, размер их см 30, живут они около 25 лет. Зимой и летом у них разная окраска, летом у них голова совсем черная, зимой в окраске больше белого. Кайры — одни из основных обитателей птичьих базаров, они селятся колониями на отвесных скалах. Птенцы кайр спрыгивают с карнизов, еще не умея летать, поэтому необходимо, чтобы к концу гнездования под колонией на море не было льда.
Тонкоклювая кайра живет южнее, например, на юге Новой Земли. У нее очень оригинальный вид: глаза как будто обведены тонкой белой линией, еще и черточки по бокам нарисованы. Выглядит, будто птичка в круглых очках.
Тоже черно-белая птичка, только мельче — это люрик. В прошлом году люрики на севере Новой Земли были такие пузатенькие, что непонятно было, как они вообще в воздухе держатся. Летали такие шарики с очень короткими крылышками. Люрик прекрасно плавает и ныряет. Птичка очень шумная и часто летает большими стаями. Питается мелкими ракообразными, калянусами, например. В бухте Тихой у люриков отдельный базарчик, не на скале Рубини, а прямо над станцией. Нельзя сказать, что те же люрики очень уж хорошо изучены. Например, до сих пор непонятно, зачем люрики порой собираются в большие стаи и совершают круговые облеты своих скал, где у них базары, причем на большой скорости. Вдоль плато Седова над Тихой они так летают. Если ты в этот момент на склоне, люрики проносятся мимо очень близко, кажется, что сейчас врежутся в тебя. Но на самом деле они не обращают на тебя никакого внимания. Версия, что это вроде как они тренируются работать в команде, выглядит притянутой за уши. Как говорит Ирина Покровская, стаями люрики не охотятся, от хищников тоже так не обороняются, поэтому непонятна цель таких круговых полетов.
Как рассказала Ирина, люрик может долететь, скажем, до Кубы, а однажды несчастного люрика обнаружили прямо в центре Москвы.
Нашей геологической группе на маленьком острове Ферсмана удалось отобрать более 40 образцов горных пород. Как сказал Николай Михальцов, остров оказался очень информативным. Хотя сначала планировались работы на острове Хейса — там обследована гряда Аметистовая — она рядом со станцией. И все. С борта видели, что на Ферсмана есть два базальтовых слоя, даже не базальтовых, а немного других пород, тоже вулканических, но которые медленнее остывали, когда образовывались. На высадке оказалось, что слоя даже не два, а три.
— Мы взяли палеомагнитные пробы породы из межпластовых тел долеритов (порода вулканического происхождения) и пробы контакта долерита с вмещающими породами.
Это я цитирую, потому что тема сложная и совсем не моя, хотя я честно пытаюсь разобраться.
Остров Кейна, как я его помню, очень красивый. Там скалы, похожие на развалины старинных замков. Если на них забраться, то открывается отличный вид во все стороны. Еще там живут поморники, место жительства которых по пути к скалам лучше обходить. Остров открыт первооткрывателями ЗФИ Пайером и Вайпрехтом в 1874 году и назван в честь американского полярного исследователя Элиши Кейна. Сначала он ходил в экспедиции врачом, а потом организовал самостоятельную в Гренландию. Умер Кейн в Гаване. Надо сказать Хесусу, только он, наверно, расстроится.
На острове Куна было много птиц, там большая песчаная коса, на которой, видимо, им комфортно. Остров Куна тоже открыли австрийцы и назвали в честь Франца Куна, который был австрийским военным министром.
Между этими островами есть маленький остров Броша, практически скала, сложенная такими же базальтовыми шестигранниками, как и скала Рубини. Остров этот открыли на бумаге. Английский астроном Копленд анализировал в 1897 году записки Пайера и определил, что в этом месте есть еще один остров. Не знаю, как он это сделал. Остров назвали в честь участника экспедиции первооткрывателей, офицера Густава Броша. Имя было согласовано с Пайером.
Сегодня проводили викторину на знание Арктики. Победила команда, где был максимально представлен естественно-научный блок. Сколько островов в архипелаге Земля Франца-Иосифа? Какого цвета северное сияние максимально близко к Земле? Какие Вы знаете арктические особо охраняемые природные территории?