Сегодня у меня скончалась одна ручка. А вчера закончился блокнот. Рассчитала я, похоже, правильно. Думаю, второго блокнота мне до конца экспедиции должно хватить.
Сегодня сонное утро. Ночью из Варнека забирали группу остававшихся. Волнение на море не утихало, поэтому наши островитяне приехали насквозь сырые. А самолёт погрузить не получилось.
Вокруг «Молчанова» туман, причем очень мокрый — палуба сырая. В небе на фоне этого тумана — бледная радуга. Бледная — в смысле не пёстрая, почти белая, но очень яркая. А ночью была огромная луна. Я долго караулила её наверху, вся замёрзла, пока она смогла выбраться из-под длинных тёмных облаков. Луна тоже была бледная — ночное солнце её заглушало, но от этого она смотрелась, я бы сказала, романтично. Застенчиво так...
Пока ждала луну, сняла стаю очень быстро летевших чёрных птиц. Полностью чёрных. Летели они далеко, но было видно, что это не кайры и не гуси. Ирина Покровская сказала, что это скорее всего синьга — абсолютно чёрные морские утки.
В обед все друг другу говорили «Доброе утро!». Лекционная программа началась только в 13.30. С космоса. Алексей Сазонов объяснял, как спутники сканируют земную поверхность. У части из них датчики «ходят» из стороны в сторону как метла, у других — в одном направлении, как щетка. Космическая съемка бывает пассивная и активная. Пассивная: спутник летит и просто снимает всё, что под ним в видимом или каком-то другом диапазоне. При активной — он сам отправляет сигнал и принимает отраженный. Активная радиолокационная съемка, например, позволяет увидеть то, что находится под снегом или под растительным покровом. Кстати, существуют электронные фонды космических снимков, и многие из них бесплатны.
Доктор Натали Патей из Монреаля (Канада) назвала свою лекцию «Физиологическая адаптация к холоду», но упомянула и про то, как человек приспосабливается к жаре. Н-да, в Арктике лучше быть женщиной размера плюс. Они, как следует из графиков Натали, мёрзнут медленнее всего. Мне с моими длинными конечностями, которые мгновенно становятся ледяными, только в Африку... К холоду были приспособлены неандертальцы — они были ниже и коренастее, чем современные люди.
Натали подробно разобрала по уровням, как организм реагирует на понижение температуры: клетки, сосуды, отдельные органы и вся система. С палубы народ без шапок правильно гоняли: организм в первую очередь сохраняет тепло у самых важных органов — мозга и сердца. И ему в этом лучше помочь, а не мешать.
Когда Натали закончила лекцию, разгорелась дискуссия: воды с температурой 40 градусов — она тёплая или горячая? Так к единому мнению и не пришли... — А если человек из тропиков, то как быстро он к холоду адаптируется? — поинтересовалась Мария Новатасари.
— А как Вы адаптировались? Быстро!
Мария закивала.
Медицинская группа на Варнеке, можно сказать, прижилась. Жили в клубе. За 10 дней успели перезнакомиться со всем посёлком. Даже посёлок перезнакомился с ними — приходили просто в гости. Обследовали 100 человек в возрасте от года и почти до 80-ти. Для научного проекта — 58. Впрочем, он вполне себе прикладной: это исследование на риск развития сосудистых заболеваний. Анализы изучали при помощи специального прибора под названием эндопат. На вопрос о предварительных результатах руководитель группы Надежда Александровна Воробьева сказала:
— В городе более дохлые!
Работали и просто как врачи: общий осмотр, ЭКГ, лемминг мальчика укусил. Из распространенной патологии — много грыж. Тяжести все таскают, так что ничего удивительного. Ту же воду постоянно. Используют в Варнеке в основном талую — снег топят. Или из речек. Но не сейчас. Пока, говорят, в речках вода грязная — они только-только ото льда освободились.
Группа-то ехала на Вайгач как на север, и совсем не была готова к тому, что на острове будет настолько тепло. Какой-то день чуть ли не 30 градусов было.
— А у нас и одежды-то подходящей нет! Мы больше термобелье взяли и тёплые вещи, которые почти и не понадобились.
В самый жаркий день группа отправилась на мыс Дьяконова — очень известное место, где находятся идолы.
— Владимир Бобриков — староста посёлка — когда предложил туда сходить, сказал, что это 7 км. А мы прошли, наверно, километров 35. Обратно идём, спрашиваем: а дом скоро? Нам Владимир отвечает: ну, ещё эта горка... Поднимаемся на эту горку, а там таких ещё 50... Это 7 километров только по карте — напрямую. Ну, да, наш провожатый правильно рассудил, если бы мы знали, сколько на самом деле — не пошли бы.
Ещё один представитель Канады на АПУ-2016 — Анник Валло. Она же — представитель Швейцарии. Анник знакомится с тем, что же такое плавучий университет. В принципе, можно сказать, как журналист. В следующем году планируется, что на «Молчанове» пойдут в рейс 18 студентов по междисциплинарной программе из трёх швейцарских вузов: университета Женевы, университета Лозанны и школы инженеров (тоже Лозанна). Специалисты разные: те, кто изучает естественные науки, геологию, коммуникации, журналистику и право. Общая тема — изменение климата. Рейс в 2017 году планируется на Землю Франца-Иосифа, поэтому сегодня мы с Анник прикидывали темы для гуманитарного блока и юристов. Для последних, как вариант, можно рассмотреть российское законодательство по белому медведю.
Сама Анник в восторге от новоземельских ледников и жителей Варнека. С ними ей было общаться гораздо проще, чем остальным иностранным участникам. Анник говорит на русском. А также на французском, английском, итальянском, немецком и испанском. Русский выучила в Италии, до рейса в Арктике 6 месяцев жила в Иркутске, писала дипломную работу на тему «Гражданское общество в Сибири».
Сегодня день рождения Дениса Авдеева. Накануне имениннику готовили торт. Торт «Походный» из подручных материалов: пряников, сгущёнки, арахиса и одной безе в качестве вишенки или свечки. Получилось очень даже симпатично. И вкусно! Именинник всё переживал: Как я его разрежу на 60 кусков? Ничего, угощаемые прекрасно справились.
Нет, никто не назвал медведя арктической страшилкой. Гораздо страшнее руководитель экспедиции, который может не выпустить на высадку за прогулки по палубе без шапки! Или старпом! Накануне был объявлен фотоконкурс. Каждому блоку было предложено отобрать фотографии по десяти темам и как-нибудь оригинально их представить. Под музыку, комментарии или четверостишия (или двустишия). Самым популярным оказался сюжет переноски одних участников экспедиции другими через водные преграды.
Победила Жмуркоманда (блок культурных ландшафтов) — 223 балла от жюри, зрительские симпатии и банка сгущенки с бантиком.
У меня довольно сложные отношения с поэзией, некоторых авторов я очень плохо воспринимаю, но как читает стихи Павел Колодкин, примиряет меня с этим видом творчества совершенно. Предлагаю попросить Павла почитать ещё, в том числе и свои произведения.
Завтра мы опять попробуем высадиться на Колгуеве. Наш штатный синоптик Дмитрий Ковалёв называет побережье у Бугрино «заколдуй место». Пока по прогнозу ожидается ветер.