А качает-то всё сильнее. После завтрака сильнее, чем в 8 утра, а после обеда — сильнее, чем после завтрака. На завтрак народ тянулся не слишком охотно, но в 9 утра на первой лекции свободных мест не было. Так что руководителю экспедиции Константину Зайкову пришлось устроиться прямо на полу. (Позже старпом Хохлов говорил, что «садитесь на палубу», подразумевая тот же самый ковролин. Видимо, на судне всё палуба. И, да, здесь в ходу классическая морская терминология: кОрма, компАс, маЯки.)
Лекционный курс начали с истории. Николай Данилов очень подробно и неспешно рассматривал историю российской Арктики с IX века и до наших дней. Слушатели внимали, чуть покачиваясь, так же покачивался экран со слайдами.
К началу второй лекции проснулся комар. Речь зашла об экологических рисках в Арктике, в том числе и для животных. Насекомые в презентации представлены не были, и комар старался исправить ситуацию, летая от слушателя к слушателю.
При промышленном освоении арктического региона и особенно континентального шельфа возникает определенный конфликт интересов. Здесь богатые и разнообразные не только недра, но и те ресурсы, которые относятся к биологическим возобновляемым. По тем и по другим лидирует Баренцево море, до которого мы пока ещё не дошли.
Площадь 1 млн. 405 тыс. кв. км.
Объем воды 282 тыс. куб. км.
Средняя глубина 220 м.
Как рассказала Силвия Костовска из института геологии РАН, море сложное во всех отношениях, и не учитывать это нельзя. Вот момент с газогидратами. Они в донных осадках есть везде, но обычно залегают на больших глубинах, а в Баренцевом море газогидратный слой всего лишь под тонким слоем молодых илов. А до недавнего времени специалисты по промышленной безопасности это не учитывали.
— Все посмотрите в иллюминаторы! — строгий старпом Сергей Хохлов сегодня проводил большой инструктаж, — то, что вы сейчас видите — это примерно 4 балла. Такие вот барашки. Выходить можно только на кОрму и прогулочную палубу. Если барашки будут больше — лучше оставаться внутри.
Спасение на воде — не самая простая наука. Надевание спасательного жилета — это первый класс, даже нет: первый-третий. Сначала надо жилет в каюте разыскать. Это, как выяснилось, не всем удается. В надетом жилете надо, следуя указаниям экипажа, добраться до своей лодки. В нашей экспедиции те, кто живёт в каютах с нечётными номерами, идут к шлюпке № 1, с чётными — к шлюпке № 2. На борту «Профессора Молчанова» две спасательных шлюпки. Каждая рассчитана на 40 человек. 56 участников экспедиции + 22 члена экипажа = почти впритык.
7 коротких сигналов и один длинный и так два раза. По этому сигналу мы, как положено, в спасательных жилетах (кто нашёл), очень оперативно разошлись по своим шлюпкам.
Тех, кто жилеты не нашёл, а они были в каюте, отправили чистить картошку. Кроме шуток. На кухне здесь принято помогать. Для студентов и желающих посодействовать процессу приготовления пищи составлен график дежурств. Никто не возражает.
Но главным событием дня стала всё-таки не тренировка, а знакомство с гидрокостюмами. Как и жилеты, они предусмотрены для каждого, кто находится на борту. Ярко-оранжевые огромные комбинезоны производства ещё СССР. Как говорят, китайские удобнее, но советские надёжнее. Делали их
Надеть это сооружение —
Доброволец Никита уложился в 1 минуту 45 секунд. Глядя на его уверенные действия, все начали сомневаться, что он проделывает эту процедуру впервые.
— Конечно, впервые! — на ходу возмутился доброволец, — не считая костюма химической защиты.
И традиционно сегодня всех посвятили в полярники. Соленая забортная водичка, важный Нептун и вот, на руках сертификат о факте пересечения Северного полярного круга (координаты 66 градусов, 33 минуты, 44 секунды). В виду волнения на море церемонию прошлось провести в баре — он же лекционный зал.
— Нептун, а почему Вы в спасательном жилете? — спросил
— Так чтобы находиться на поверхности! Мой дом ведь на дне моря.
— А теперь все к нам, — сразу перешёл к работе медико-биологический блок. Медики берут кровь сразу для нескольких исследований: генетического, гемостазиологического и иммунологического. Первый анализ — сейчас, повторный — на обратном пути. Но участникам этого блока основная работа предстоит на Вайгаче. Там они будут изучать состояние здоровья коренного населения, в частности, анализировать факторы риска развития сосудистых заболеваний.
Мы все ещё идём по Белому морю, поэтому не рассказать о нём тоже нельзя.
Это внутреннее море России.
Площадь 90 тысяч кв. км.
Средняя глубина 67 м, максимальная глубина 350 м.
Возраст 10 тысяч лет.
Завтра по плану Колгуев. По прогнозу, к 16 часам — к этому времени мы должны туда подойти — в районе острова будет шторм. Но, может и не будет.