Дневник экспедиции АПУ — 2016. 7 июня

День первый. И предыдущие...

Южный попутный

6 июня мне позвонил брат: «Ира, как вы пойдете? Сегодня штормовое. Ветер встречный. Это же будет жуткая встречная волна, и вообще из горла (Белого моря) не выйти!»

В Архангельске периодически принимался град, северо-запад старательно сдувал с ног, свинцовая вода в Двине выглядела очень неуютно, а «Профессор Молчанов» у причала морского вокзала казался страшно маленьким. Участники пресс-конференции по восьмому рейсу Арктического плавучего университета со стороны журналистов сидели нахохлившись и постоянно поглядывали в иллюминаторы. Пресс-конференция проходила на борту экспедиционного судна. Участники со стороны организаторов, напротив, излучали оптимизм. Видимо, его удалось транслировать и на погоду. Седьмого июня ветер стал менять направление и к моменту отхода «Профессора Молчанова» стал уверенно южным.

— Волна тоже будет попутной — это уже веселее! — напутствовали те, кто на «Молчанове» ходил уже не раз. Но накануне такой вариант развития событий предположить было трудно...

На пресс-конференции ректор САФУ Елена Кудряшова рассказала о подписанном утром соглашении о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума. Его подписали представители 14 вузов, а также ряда научных учреждений и потенциальных работодателей, таких Северное УГМС и национальный парк «Русская Арктика».

Вся эта структура должна обеспечить взаимосвязь между теми, кто готовит кадры для Арктики и теми, где эти кадры требуются. Плюс популяризация знаний об Арктике и всем, что с ней связано.

Проект плавучего университета не имеет аналогов в России и, как подчеркнул заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, позволяет привлекать самых талантливых студентов к научным исследованиям непосредственно «в поле». Точнее, в море и на островах.

Восьмой рейс АПУ называется «Постигая тайны Новой Земли». Вне этого архипелага по плану всего 2 точки: остров Колгуев и остров Вайгач. Еще раз: по планам. А главный планировщик в высоких широтах — это погода.

Небольшое лирическое отступление

Немного о себе

Я, Ирина Скалина, — заместитель директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика». Территория нашего парка — это северная часть острова Северный архипелага Новая Земля. Под управлением парка находится также государственный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа», т. е. одноименный архипелаг. Так вот на ЗФИ я была уже несколько раз. Как ни странно, но на самую северную сушу России и Евразии попасть, нет, не намного, но, скажем, несколько проще, чем на север Новой Земли. Да, можно много читать, по фотографиям знать досконально места, о которых делаешь, например, выставки, даже рассказывать о них. Но для меня это очень непростая задача, пока я не видела место собственными глазами. Хоть одним глазком. Этот пробел в своих знаниях, даже нет, не знаниях, а впечатлениях о территории, я устраню в этой экспедиции.

Конечно, момент спорный. Наш парк очень плодотворно сотрудничает с известным архангельским художником Алексеем Григорьевым. Ему в своих работах прекрасно удается передать суть и смысл Арктики. Между тем, он никогда в этой самой Арктике не был. И, как говорит, не собирается. Мол, не хочет исказить уже сложившийся образ.

Переоткрыть Арктику

И.о. директора национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов, говоря об участии НПРА в проекте АПУ, пояснил: «Мы получаем новые данные о нашей территории в результате рейсов плавучего университета. Если взять Новую Землю, то последние глобальные исследования на архипелаге проводились еще в 30–40-е годы прошлого века. Благодаря АПУ мы можем актуализировать данные. Материалы, полученные в ходе рейсов плавучего университета, ложатся в основу научных разработок национального парка. В частности, они использовались при определении охранной зоны ООПТ».

В этом году в рейсе участвует 56 человек, из них 29 студентов. А также 21 научный сотрудник из 17 образовательных и научно-образовательных учреждений. На борту 7 иностранцев: из Бразилии, Швейцарии, Норвегии, Финляндии, Канады и Индонезии.

Архангельская погода благосклонно восприняла церемонию торжественных проводов. Флаги развевались, но не вырывались из рук, микрофоны не сносило, но при этом Снеговик, напутствующий участников экспедиции, выглядел вполне органично.

Очень долго и очень громко кричали «До свидания!» соловецкие юнги. С виду суровые госинспекторы национального парка «Русская Арктика» заулыбались: «Ну, точно, сейчас прослезимся!»

Первый инструктаж, знакомство и распределение

Старпом Сергей Хохлов обвел немигающим взглядом всех собравшихся.

— Многих из вас я уже знаю... Но кого-то не знаю.

Замерли все: и те, кто старпому знаком, и кого он видел впервые. Сергей Хохлов выдержал паузу и... перешёл к туалетам.

— Мусор в унитазы не кидать! Иначе «поплывёте».

С мусором в море очень строго. Ничего за борт — все дружно стали шутить насчет «никого за борт». Первый инструктаж сделали коротким: вокруг красиво, берега — кто не видел, лучше посмотреть.

После ужина — мясо, рис, огурцы, помидоры, морс — перешли к традиционному в таких экспедициях знакомству. Хотя на этом традиционность мероприятия закончилась. Участникам было предложено разбиться на пары и поискать то, что есть общего. По 10 пунктов. Это было довольно просто: «вот я с соседом закончил один институт, работаю в одном институте, плыву на одном судне, и еще мы оба из Архангельска и любим стихи». А вот дальше стало сложнее: искать общее в четверках и десятках. Когда мы в нашей десятке перебрали любовь к шоколаду и путешествиям, нелюбовь к качке, интерес к Новой Земле и Арктике, вдруг сообразили, что английский, на котором мы общаемся, никому из нас (Россия, Норвегия, Бразилия) не родной. И это тоже общее.

Для студентов официальный день завершился распределением. Плавучий университет подразумевает интеграцию научно-исследовательского и образовательного процессов. К каждой исследовательской группе прикрепляются «профильные» студенты. Хотя профильность не обязательна. Образовательных модулей в этот раз 9:

  • Биоразнообразие Арктики и Cубарктики Европейского Севера России
  • Адаптивность и риски в условиях современного изменения климата Арктики
  • Гидрометеорологические исследования в Арктике и Субарктике
  • Экология арктических морей и территорий
  • Геология российской Арктики и Субарктики
  • Сотрудничество и вопросы безопасности в Арктике
  • Культурные ландшафты Арктики и Субарктики
  • Адаптация человека к условиям Арктики
  • Медицинский блок. Но он был сформирован уже на берегу. Там свои студенты, из СГМУ.

Ровно в полночь «Молчанов» стало качать чуть больше. Интересно, а бывают люди, которые любят качку? Одно дело, переносят или не переносят, а вот получать от качки удовольствие... Пока никто не признавался. Хотя в детстве мне нравилось, когда мы на море попадали, не в шторм, конечно, а в волнение. Чтобы как на качелях. Вестибулярный аппарат не возражал.