Архангельское УГМС в годы Великой Отечественной войны

08/05/2018

В 1941 Архангельское УГМС представляло собой хорошо отлаженную научно-оперативную систему, объединяющую 113 ГМС и 55 постов, общей численностью около 1000 человек.

Война поставила перед гидрометеорологами свои специфические задачи, которые можно было решить только путем военизации всей Гидрометеорологической службы. На основании постановления Государственного Комитета Обороны приказом Ставки Верховного Командования от 15 июля 1941 г. № 0054 «О подчинении Главного управления гидрометеослужбы СССР при СНК СССР Народному комиссариату обороны» гидрометеорологическая служба СССР была передана в состав Вооруженных сил. Главному управлению гидрометслужбы Красной Армии были подчинены: Метеорологическое управление Главного управления ВВС КА, Главная авиаметеорологическая станция ВВС (ГАМС) и Отдел гидрометслужбы НК ВМФ.

Таким образом, на базе Главного управления гидрометеорологической службы при СНК СССР было создано управление гидрометеорологической службы Красной Армии (ГУГМС КА), в состав которого вошли, на правах управлений, центральные органы метслужб ВВС и гидрометслужбы ВМФ.

Начальником Главного управления Гидрометслужбы Красной Армии был назначен Герой Советского Союза бригадный инженер Е.К. Федоров, в последующем выдающийся организатор и учёный.

1.jpg

Курсы переподготовки радистов, Архангельск, 1941.

На Главное управление гидрометслужбы Красной Армии были возложены следующие задачи:

  • обслуживание Народного комиссариата обороны и Народного комиссариата Военно-Морского Флота всеми видами прогнозов погоды и гидрометеорологического режима;
  • техническое руководство всеми органами гидрометеорологической службы частей Красной Армии и Военно-Морского Флота;
  •  комплектование органов гидрометслужбы Красной Армии специалистами и снабжение всеми необходимыми приборами и пособиями;
  • развертывание подразделений гидрометслужбы на театрах военных действий.

Наряду с этими задачами Главное управление гидрометслужбы Красной Армии продолжало неослабно проводить и гидрометеорологическое обеспечение народного хозяйства.

Летом 1941 года Архангельское УГМС стало Управлением гидрометслужбы Архангельского военного округа (с 1944 года – Беломорской военной флотилии) и его руководителем был назначен капитан-лейтенант, впоследствии капитан 3 ранга Моисей Иосифович Басс (1941-1945). На Севере боевые действия охватили Белое, Баренцево, Карское моря и даже море Лаптевых.

2.jpg

М.И. Басс.

В годы войны возросла роль Архангельска, как единственного порта в Европейской части СССР, способного принимать доставленные морским путем грузы. Архангельск превратился в порт круглогодичного действия и здесь большая заслуга океанологов Управления гидрометслужбы Архангельского военного округа.

В начале войны гидрометеорологическое обслуживание обеспечивалось группой при штабе Беломорской военной флотилии. Возглавлял её известный океанолог (с 1949 г. – профессор) Н.Н. Зубов.

3.jpg

Курсы переподготовки метеонаблюдателей. 1941 г.

В 1942 г. эта работа была возложена на Управление гидрометслужбы Архангельского военного округа. Перед гидрометеорологами встала трудная задача – в военных условиях обеспечение своевременной информацией о состоянии погоды, а также качественными прогнозами погоды.

4.jpg

Обсуждение положения атмосферных фронтов проводит начальник Управления Гидрометслужбы БВФ М.И. Басс.

С этой целью были организованы два отделения: службы погоды (ОСП) и ледовой службы (ОЛС).

Район обслуживания отделения службы погоды (ОСП) простирался от Карелии до острова Диксон.

В задачу отделения ледовой службы (ОЛС) входило, кроме обеспечения штаба Беломорской флотилии, обслуживание ряда гражданских организаций и выполнение научно-исследовательских работ.

Военным гидрометеорологам приходилось работать в неимоверно тяжелых условиях, вызванных, прежде всего недостатком оперативной информации. При этом если в мирное время неудачные прогнозы могли привести к большим убыткам в хозяйственной деятельности, то на фронте эти неудачи оборачивались дополнительными потерями людей и техники, осложняли проведение военных операций и снижали авторитет всей Службы.

Инженеры-синоптики были поставлены в очень тяжелые условия работы из-за полного отсутствия метеорологической информации с Западной Европы, а также оккупированной части СССР. Они «на ходу» учились работать по «обрезанной» карте. Ряд специалистов выезжали в командировки на Новую Землю, о. Вайгач, о. Диксон. На ряде метеостанций были введены даже должности синоптиков.

5.jpg

Обрезанная карта от 30 августа 1941 г. (из архива ВНИИГМИ-МЦД).

Начальником ОСП в феврале 1941 года был назначен Александр Иванович Добрынин, потомственный метеоролог с большим практическим опытом работы.

6.jpg

Коллектив Службы Погоды, Архангельск, 1948.

1-й ряд (слева направо): Карканосова Раиса Васильевна, Третьяков Александр Иванович, Добрынин Александр Иванович, Васильева Мария Алексеевна, Саккер Гидалий Израилевич- начальник бюро погоды по 1950 год.

Ледовой службой руководил А.Я. Попов-Введенский. Служба обеспечивала караваны судов, идущих через льды Белого моря, гидрометеорологической информацией и прогнозами. Информация о ледовой обстановке поступала из различных источников: гидрометстанций, постов службы наблюдения и связи (СНИС), попутных судовых наблюдений, авиаразведок льдов. Основной упор был сделан на ледовую разведку. Они проводились для обеспечения плавания северных конвоев и имели огромное значение для безопасного плавания по трассе СМП.

Всего за 1942 – первую половину 1945 было выполнено 255 авиаразведок льда Белого моря. В отдельные дни самолеты ледовой разведки вылетали по 2-3 раза. Данные ледовых авиаразведок оперативно обрабатывались и сообщались в штаб Беломорской военной флотилии и непосредственно на суда вместе с рекомендованным наиболее благоприятным курсом следования. Большую помощь Ледовой службе оказывали синоптики Службы погоды, давая прогнозы погоды по Белому морю.

В задачи северных океанологов во время войны входило не только обеспечение оперативной информацией командования Беломорской военной флотилии: сотрудниками Научно-исследовательской Беломорской обсерватории было выполнено 18 научно-исследовательских работ и крупных внеплановых работ для Военно-Морского флота. Они ежегодно готовили «Таблицы приливов для дополнительных пунктов Белого моря», составляли «Карты условий эхопеленгования подводных лодок», ежемесячно выпускали «Гидрометеорологические карты Белого и юго-восточной части Баренцева морей». По инициативе специалистов был составлен «Временный гидрометеорологический атлас юго-восточной части Баренцева моря». Важность этой работы для боевых действий кораблей была отмечена командованием Северного флота.

В 1941 году порт Архангельск не был готов к переработке большого объема грузов, поступавшего для нужд армии и флота. Отсутствовали подъездные ж/д пути к порту Экономия. Отсутствие мостов через Северную Двину вызывало необходимость наведения ледовых переправ не только для автомобильного и гужевого транспорта.

Опыт прокладки железнодорожных путей по льду Северной Двины имелся: он был накоплен еще в первую мировую войну, а также в период финской кампании 1939-1940 года. Тогда строились железнодорожные переправы по льду, но работы эти велись без гидрометеорологического обоснования, что приводило к частым авариям. Были случаи, когда проваливались под лед паровозы!

Поэтому в период Второй мировой войны, в организации ледовых переправ через Северную Двину специалистам гидрометслужбы было определено особое место. Придавая важность Архангельскому морскому порту, часть сотрудников ГГИ была эвакуирована в Архангельск.

Общее руководство работами по организации ледовых переправ осуществлял уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере известный полярник Иван Дмитриевич Папанин, который в 1939 году был назначен начальником Главсевморпути. Под его руководством были разработаны и реализованы новые принципы организации и проведения арктических навигаций.

Иван Дмитриевич Папанин сразу же взял под особый контроль организацию ледовых переправ на акватории порта через Северную Двину и Кузнечиху. К организации ледовых переправ были также привлечены крупные специалисты: океанологи Н.Н. Зубов и М.М. Сомов, специалист по портовым изысканиям Г.Я. Наливайко.

Работы начались в зиму 1941-1942, изыскания в этот период выполнялись специалистами Северо-Двинской устьевой станции. Отряд из трех гидрометеорологов и пяти рабочих измерял толщину льда, вел наблюдения за температурой воды и течениями. В районе железнодорожной переправы у деревни Жаровиха на специальной гидрометстанции на льду Северной Двины велись метеорологические наблюдения, наблюдения над прогибом льда, его прочностью, за состоянием переправы, трещинами. Самоотверженно трудились работники Северо-Двинской устьевой станции Н.И. Косягин, В.М. Калинин, А.Ф. Никитина и другие.

7.jpg

Сотрудники Беломорской Морской обсерватории.

Через ледовые переправы на железнодорожную станцию Архангельск доставлялись грузы, поступившие от союзников и выгруженные на Экономии. Архангельский порт за годы войны принял и отправил на фронт около 5 миллионов тонн грузов. Н.И. Косягин, А.Ф. Никитина и др. специалисты были награждены медалями «За оборону Советского Заполярья».

В связи с требованием времени в 1942 году на базе морской группы ГГИ, эвакуированной из Ленинграда, была создана Беломорская научно-исследовательская обсерватория в составе трех отделов.

Всеволод Всеволодович Тимонов возглавил отдел океанографии, Анастасия Николаевна Соболева осталась начальником отдела климата, а Александра Николаевна Печинкина была назначена начальником отдела аэрологии. Директором обсерватории был назначен Иван Дмитриевич Протопопов.

Сложная военная обстановка в 1942-1943 годах потребовала сбора сведений о водных объектах на прифронтовых рубежах обороны: реках, озерах, болотах. В конце 1942 Государственный гидрологический институт разработал наставление и методические указания для выполнения этих работ. В этот период было положено начало гидрографическим работам на территории Европейского Севера, т.е. на реках и озерах Архангельской области и смежных с ней территорий – Карельской АССР, Вологодской области и Коми АССР. Гидрографические исследования в прифронтовых районах Европейского Севера выполнялись, в основном, для обеспечения нужд фронта, куда фашисты рвались в соответствии с пресловутым планом «Барбаросса».

Гидрологи Севера сразу же начали готовиться к гидрографическим рекогносцировочным исследованиям: распределялись объекты исследований, обрабатывались картографические материалы, изучались литературные и архивные источники.

Необходимо отметить, что в тяжелейший период войны помимо составления оперативных данных по гидрометрежиму морей были составлены и даже изданы капитальные научные работы по Белому морю: «Атлас льдов Белого моря» В.В. Тимонова, «Атлас течений Белого моря» В.П. Александрова, «Атлас приливов Белого моря» К.Д. Тирона, «Таблицы приливов Белого моря» М.В. Ремизова и другие труды.

В суровом 1943 гидрологи взяли на «вооружение» новый метод – экспедиционные исследования рек и озер. Было создано 17 гидрологических отрядов. Обычно отряд состоял из двух человек: специалиста-гидролога и рабочего. Специалистами были инженеры, техники, начальники гидрометстанций. Участвовали в этой работе и женщины-гидрологи. Они успешно справлялись с нелегкой полевой работой и привозили доброкачественные материалы.

В 1943 году отряды гидрологов в бассейнах Онеги, Северной Двины, Сухоны, Ваги обследовали 45 рек общей протяженностью 8,6 тыс. км, из них около половины на территории Архангельской области (р. Онега, и все её значительные притоки, Северная Двина, Вага и др.). В соответствии с основной задачей, реки исследовались, в основном, как средства перевозки, но уже тогда программа исследований предусматривала также и сбор материалов, рассчитанных на использование рек в мирных целях, т.е. как транспортных артерий и источников электроэнергии.

Таким образом, за 1942-1943 гг., в целом, было обследовано 70 рек общей протяженностью 11 тыс. км. На этих реках были выполнены промеры и описания водных объектов, выявлены и обмерены мосты, паромные переправы, плотины, броды. Полевые отряды собрали уникальные сведения о водном и ледовом режиме, опасных гидрологических явлениях, дана была оценка вероятностных последствий разрушения гидротехнических сооружений. Трудностей было много, временами даже такие неожиданные: бдительные граждане порой принимали гидрологов за немецких шпионов.

В военный период сформировался большой отряд высококвалифицированных специалистов – гидрологов, которые не изменили гидрографической речной и озерной службе управления и в мирное время. Назовем хотя бы некоторых из них – ветеранов военных лет: Н.П. Пальников, И.М. Жила, П.И. Желудков, В.Г. Булат, А.П. Мысяков, А.И. Фролов.

Иван Михайлович Жила вспоминает:

«После окончания Харьковского гидрометеорологического института прибыл в Архангельск в 1943 году. Голод. Голодавшие с начала войны на 2-й этаж деревянного здания управления поднимались с 3-мя остановками. Занимались обследованием водных объектов. В экспедиции ходили почти в одиночку, без дорог, болотами с нищенскими пайками. Данные представляли в штаб округа, где они служили основой для обозначения бродов, переправ и использования водных объектов для строительства оборонных сооружений (по плану Гитлера граница Германии должна была проходить по Северной Двине до Астрахани). Часто инженеров-гидрологов принимали за шпионов (И.М. Жила дважды сидел под арестом 2 и 4 дня). Обследованием занимались и женщины. В.Ф. Гашева обследовала реки Карелии в 30-50 км от линии фронта. Не раз тонули сами, топили продукты, иногда, нырнув в ледяную воду, продукты удавалось спасти».

Весомый вклад в дело победы в Великой Отечественной войне внесли гидрометеорологи Арктики.

С первых месяцев войны военные операции Северного флота распространились на огромную территорию на восток, захватив акваторию Северного морского пути от Мурманска до Тикси. Вся западная часть трассы Севморпути оказалась в зоне активной обороны. Значение Севморпути как транспортной коммуникации, связывающей северный участок фронта с Дальним Востоком, изменилось. Необходимо было обеспечить перевозками перестройку на военный лад промышленности Севера, осуществлять транспортировку грузов из союзных стран, как с востока, так и с запада, противодействуя при этом попыткам фашистской авиации, надводного и подводного флота блокировать перевозки по Севморпути.

В суровые годы Великой Отечественной войны полярники обеспечивали метеорологическими и ледовыми сводками, прогнозами и радиосвязью транспортный флот и боевые корабли Северного флота и Беломорской флотилии, авиацию. В эти же годы на базе радиостанции Амдерма был создан радиоцентр, осуществляющий устойчивую связь между Большой Землей, Диксоном, полярными станциями и судами в районах Карского и Баренцева морей.

Неувядаемой славой покрыли себя полярники, работающие в годы войны на станциях, расположенных на островах и побережье западного сектора Арктики. Застигнутые на станциях началом войны они, не дожидаясь смены состава, продолжали работать долгие военные годы. Так война застала на острове Белый (теперь МГ-2 им М.В. Попова) «снайпера эфира», Героя Советского Союза Александра Александровича Полянского.

Усилия полярников в годы Великой Отечественной войны позволили достичь главной цели – регулярности и надежности транспортных операций на Северном Морском пути в течение всего военного периода, в условиях активных действий врага.

Память о минувшей войне неподвластна времени. Долгим и трудным оказался путь к Победе. Немалый вклад в нее внесли гидрометеорологи Архангельского управления Гидрометслужбы.

Из Архангельского управления, в период с 1941 по 1944 годы, на службу в Красную Армию было призвано 358 человек, из них 23 женщины. Многие вернулись на работу в Управление, а многие остались на полях сражений…

В период Великой Отечественной войны погибли: Вячеслав Константинович Васильев, Павел Степанович Веселков, Леонид Михайлович Григорьев, Михаил Михайлович Ершов, Николай Васильевич Попов, Алексей Герасимович Рябов, Николай Александрович Стеблицкий, Дмитрий Федорович Филатов, Николай Григорьевич Щелкунов, Дмитрий Павлович Яковлев.

Участие в войне

Работа в УГМС

Блюммер Игорь Николаевич

1940-1945

1933-1969

Голубева Лидия Никитична

1942-1945

1935-1974

Лягин Василий Александрович

1941-1945

1932-1960

Нефедов Никандр Васильевич

1939-1940

1938-1970

Пребышевский Николай Иванович

1941-1945

1937-1993

Сивков Иван Максимович

1941-1945

1921-1956

Третьяков Александр Иванович

1941-1945

1938-1971

Уемлянин Виктор Константинович Константинович

1938- 1945

1935-1975

1938-1945

1935-1975

Хозяинов Петр Ферапонтович

1941-1945

1938-1977

Чупров Сергей Васильевич

1942-1945

1935-1971

Швец Маркинян Филиппович

1942-1945

1932-1971

8.jpg

Сотрудники Бюро погоды 1945 г. Офицеры Нефедов Н.В. – начальник радиоаппаратной связи, Басс М.И. – начальник УГМС БВФ, Безуглый И.М. – начальник ОСП (отдел службы прогнозов управления), Добрынин А.И. – начальник Бюро Погоды.

9.jpg

Сотрудники УГМС Беломорской Военной Флотилии, 1945 г.

Советское государство высоко оценило труд северян-гидрометеорологов, наградив их орденами и медалями. Большой вклад в развитие Гидрометслужбы Севера в годы войны внесли М.И. Басс, Е.И. Безнаев, И.М. Безуглый, А.И. Добрынин, И.М. Жила, Т.А. Забуга, И.С. Королев, И.С. Кузнецов, А.Н. Соболева, А.П. Сотникова, М.Ф. Швец, А.Н. Шумякин и многие другие.

После окончания войны пришли работать в управление новые сотрудники - участники войны: Архипенков Владимир Филиппович, Барский Алексей Николаевич, Богданов Семен Иванович, Большаков Анатолий Григорьевич, Волкова Beра Александровна, Гафитулин Борис Гараевич, Горев Владимир Алексеевич, Григорьев Константин Иванович, Гуляева Августа Герасимовна, Даниленко Михаил Яковлевич, Дьяков Геннадий Николаевич, Дядицын Николай Иванович, Затолуев Александр Федорович, Канев Георгий Васильевич, Кирьянов Федор Антонович, Колесников Леонид Дмитриевич, Коржавина Зинаида Петровна, Королева Тамара Федоровна, Крапивин Евгений Павлович, Кудрин Алексей Васильевич, Макарьин Евгений Николаевич, Малыгин Иван Григорьевич, Нечаев Вениамин Дмитриевич, Поваренкина Любовь Тимофеевна, Полетаев Александр Иванович, Полетаева Фекла Дорофеевна, Пребышевский Иван Иванович, Старшинова Александра Александровна, Тихомиров Алексей Никитич, Ужинкин Mихаил Васильевич, Фролов Борис Степанович, Чечулов Александр Александрович, Чурносов Павел Михайлович, Швецов Петр Иванович, Шепелин Прокопий Михайлович, Шишкина Валентина Ивановна.

10.jpg

Сотрудники УГМС БВФ при передаче дел от М.И. Басса П.А. Урываеву, декабрь 1945 г.

По материалам из книги "Вековая летопись гидрометслужбы Европейского севера России (1912-2012гг)"

См. также: