Дневники АПУ — 2022. 24 июня. День первый

27/06/2022

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Скалина, я собственный корреспондент информационного агентства ТАСС (того самого, который уполномочен заявить) в Архангельской области. Я буду вести дневник экспедиции Арктического плавучего университета на научно-экспедиционном судне «Профессор Молчанов», но не одна. В этот раз мы проводим эксперимент, и «летописцев» рейса будет трое.

Выход из Архангельска

Журналистов, пишущих и особенно снимающих, в этот раз на борту много. Я была в рейсах АПУ дважды: в 2016 году в качестве заместителя директора по экологическому просвещению и туризму национального парка «Русская Арктика», в 2017 году как корреспондент ТАСС. Новая Земля, которая является главной целью нашего путешествия, мне в какой-то степени знакома, но, например, в Ледяной Гавани, где находятся остатки зимовья экспедиции Баренца, я не была. Очень интересно будет посмотреть, что осталось от этих остатков…

Погода в Архангельске установилась прекрасная, даже несколько обидно, потому что мы идем на север, совсем на север и в районе мыса Желания сегодня около нуля. Я смотрю на свою экипировку и думаю, не слишком ли оптимистично я решила не брать свой самый теплый комбез. Хотя обычно… обычно, если выходишь из Архангельска в солнце, то оно тебя потом и сопровождает. Круглые сутки, иногда даже хочется выключить.

Дневники Арктического плавучего университета — 2022. 24 июня. День первый

Обувь, шапки, и где на судне вакуум

Вышли мы четко по графику после напутственных слов и танцев белых медведей. Нас уже проинструктировал старпом Игорь Плахин о том, что можно, как можно, и что нельзя делать на судне. Правила строгие: на мостик заходить разрешается, но надо постучать и попросить разрешения, вести там себя следует тихо, чтобы не мешать. Нельзя заходить в ресторан в шлепанцах на босу ногу, босиком ходить в принципе запрещено и лучше носить обувь с задником, чтобы фиксировала пятку. По опыту да, навернуться с трапа можно и в полный штиль, если нога болтается. Сама не падала, но видела.

Категорически нельзя бросать в унитазы бумагу. На корабле вакуумная система, и если туда запустить что-то не то, туалеты «накрываются», пока из труб это «не то» не извлекут. Вот с этим приходилось сталкиваться. Нет ничего хуже не работающих туалетов!!! Всех, и к соседям не сбегаешь, и ближайшая кафешка в нескольких сотнях километров.

Ну и спиртное не пить, курить только на открытой палубе, на пеленгаторную не ползать.

На инструктаже присутствовал очень суровый капитан Сергей Хохлов, который подтверждал слова старпома практически свирепым взглядом. Его можно понять — почти половина экспедиции совсем юные, и в море были далеко не все. Руководитель экспедиции Александр Сабуров сделал внушение насчет того, чтобы все выходили на открытую палубу одетыми по погоде и в шапках! Шапки — это камень преткновения для студентов в плавучке. Все руководители гоняют ребят с «улицы» без шапок. Сразу хочу сказать: пара замечаний, и провинившиеся лишаются высадок.

— Если заболеет один, то за ним второй и затем половина участников, — Сабуров по суровости взгляда почти сравнялся с капитаном.

— Если бы половина! — воскликнул старпом. — Все слягут!

Естественно, в экспедицию брали только привитых от COVID-19, с этим строго.

Нас проинструктировали, как пользоваться спасательными жилетами, которые у нас в каютах. Это не совсем жилеты по форме, а такие спасательные манишки. Жилет надо плотно затянуть, и раз он формы манишки, перед тем, как бросаться в море, спереди его нужно сильно оттянуть руками вниз, а то можно остаться без головы. Не оторвет, конечно, но шейный отдел позвоночника пострадает серьезно.

Ну и на каждого на борту есть гермокостюм, который не так просто надеть, особенно в первый раз. Игорь Плахин предложил попробовать добровольцу, но в этом рейсе таковых не нашлось, и старпом выбрал в качестве жертвы на вид спортивного и стройного студента. Парень долго заталкивал в костюм длинные руки и ноги, которые не очень помещались.

— Ничего, когда понадобится, и в «единичку» затолкнешься, — прокомментировал кто-то из опытных участников слова старпома о том, что костюмы выпускаются разной ростовки. «Фишка» местных комбезов — из них надо выпустить воздух, когда костюм надет. Для этого надо присесть на корточки.

— Иначе в воде голова окажется внизу, — объяснил старпом.

Кстати, выбранная следующей жертвой девушка, надела костюм за две минуты. Плахин даже спросил, не пробовала ли она до этого, настолько уверенно получилось.

— Это все потому, что девушки умеют надевать узкие джинсы, — прокомментировал кто-то.

Семь коротких, один длинный

Буквально через полчаса после инструктажа объявили учебную тревогу. Подаются семь коротких, затем длинный звонок. По этой команде надо одеться по погоде, надеть спасательный жилет. При настоящей тревоге запрещено брать с собой что-либо, кроме документов. Почему — стало понятно в шлюпке.

Вот мы уместились в оранжевой лодке, по форме больше похожей на дирижабль, примерно вдвадцатиром, уже как-то стало тесновато, и тут Игорь Плахин заметил, что в лодку, если вдруг не дай бог что, добавится еще 11 человек, потому как в экипаже судна их 22, а для команды отдельных лодок нет. Плюс мы сидим в спасательных жилетах, а в случае ЧП на нас будут гермокостюмы, те самые, которые надо надеть за минуту. Мы притихли, а спокойный мужчина из экипажа продолжил за старпомом.

— Здесь запас еды и воды на три дня. По литру воды в сутки на человека. Но в первый день воду не дадим, и потом придется растягивать, так как никто не знает, когда нас (надеюсь, нам не придется — подумала я) найдут.

Тревога у нас была учебная, поэтому шлюпка оставалась на месте. А так ее сначала спускают на воду, а потом в нее запускают людей. С людьми внутри лодку с борта не скидывают, как иногда показывают в кино.

— Если сбросить, то будет естественный отбор, — грустно сказал мой сосед.

И немного о планах

Рейс продлится до 15 июля. Экспедиция будет проходить по маршруту Архангельск — Русская Гавань (Новая Земля) — залив Иванова — Оранские острова — мыс Желания (Новая Земля) — бухта Мурманца — Ледяная Гавань (Новая Земля) — о. Колгуев — о. Вайгач — о. Сосновец — Архангельск. В маршруте экспедиции возможны изменения из-за погодных условий и ледовой обстановки.

В экспедиции участвуют 55 человек. Это студенты, аспиранты, научные сотрудники 17 научно-образовательных учреждений Архангельска, Москвы, Норильска, Саратова, Санкт-Петербурга и Дубны. Они будут изучать исторические объекты на архипелаге, микроорганизмы для поиска новых антибиотиков, исследовать адаптацию человека к высокоширотное Арктике, биоразнообразие на островах и в море, наличие загрязнений, в том числе микропластиком.

Важной частью проекта является образовательная программа. Каждый день ученые и исследователи будут читать лекции по своим направлениям. Явка на них строго обязательна, даже в шторм. Понятно, если уж совсем морская болезнь, то лучше отлежаться. Моя проявляется одним очень забавным симптомом — в качку я все время хочу есть… А кормят тут очень даже неплохо, и пирожки всегда на полдник. Так что придется держать себя в руках.

А так вполне нормально, когда по столам катаются ручки, слушатели ловят кружки и блокноты, а лектор ногой придерживает учебное пособие. И вдруг раздается: «По правому борту кит!» Это я уже размечталась…

В конце дня, который с одной стороны, оказался очень длинным, с другой — пролетел как-то очень быстро, участники экспедиции познакомились и рассказали о себе. Потолок в кают-компании около двух метров, но как минимум четверо участников достают до него головой, в том числе начальник экспедиции. Александр Алексеевич сказал, что он на «Молчанове» всегда «бережет голову».

Каждый рассказал о себе и о том, чем он в рейсе будет заниматься. Ряд исследований пересекаются, и некоторые уже нашли единомышленников. Ну и в этом году на борту очень много представителей медиа.

Арктический плавучий университет — это совместный проект Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). В этом году проекту исполнилось десять лет. Первый рейс состоялся летом 2012 года на Новую Землю и Землю-Франца Иосифа и продолжался 40 суток. В последующие годы прошли экспедиции на Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Шпицберген, Балтийское море. В этом году партнерами проекта выступают Русское географическое общество, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, ВТБ, «Новатэк», «Норильский Никель», «Роснефть», Правительство Архангельской области, Производитель умной носимой электроники «Амазфит».






См. также: