Дневники АПУ - 2021: Баренцево море: первые пробы и исследования микропластика. День четвертый — 13 июня

16/06/2021




О ходе экспедиции «Арктический плавучий университет — 2021» ежедневно рассказывает Юлия Смирнова. Фото - Вера Вакулова.


МИКРОПЛАСТИК В МОРЕ И НА БЕРЕГУ

Арктический плавучий университет уже в Баренцевом море. У океанологов и группы, занимающаяся исследованием микропластика, первые тестовые пробы. Так что сегодня в нашем дневнике меньше пейзажей и лирики, больше науки. 

На палубе отрабатывают работу с планктонными сетками. Каски, жилеты, тросы, лебедки — все, о чем вчера говорили на занятиях по технике безопасности, теперь применяется на практике. Тех, кто в работе не участвует, за тросы не пускают: смотрим сверху. 

О задачах и организации исследований рассказывает Александра Ершова, доцент Российского государственного гидрометеорологического университета, заведующая лабораторией исследования пластикового загрязнения природной среды. В Арктическом плавучем университете она руководит группой, изучающей микропластик: 

— Мы занимаемся исследованием микропластика в море и на побережье. Тема эта актуальна для многих частей Мирового океана, в том числе и для Арктики. Баренцево море является потенциальным аккумулятором пластикового мусора, который несёт от берегов Европы, из Северной Атлантики, из так называемого Атлантического мусорного пятна.  Отроги атлантических течений переносят сюда массы воды вместе со всем содержимым. Уже установлено, что концентрации микропластика в Баренцевом море выше, чем в Карском и других арктических морях — Новая Земля не даёт течениям нести его дальше, все остаётся здесь. Исследования ведутся не первый год, мы смотрим динамику: сколько микропластика сейчас и стало ли его больше.  

На побережье будем высаживаться. Особенно нас интересуют удаленные берега, где нет людей, однако пластик обнаруживается — значит, его туда переносит течениями.  

Сегодня была первая пробная станция, мы отрабатывали методики отбора проб —  в данном случае работу на палубе с планктонными сетками, которые применяются для облова поверхностного слоя воды на предмет микропластика. На палубе были океанологи и студенты из отряда исследования микропластика. Океанологи обеспечивают работу с лебёдками и кран-балками, выводят инструменты за борт. 

Вчера начат отбор проб фильтровальной системой в подповерхностном слое воды, на глубине 4 — 5 метров. В этом слое ищем более мелкие частицы. Фильтровальная система имеет ячейку меньше, чем планктонные сетки, до 100 микрон. 

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ





С Александрой Александровной и студентом РГПУ Иваном Крутиковым с палубы идём в лабораторию: 

— Прямо здесь на борту мы можем посмотреть, что там за органический материал, и законсервировать пробы для последующей лабораторной обработки, требующей серьёзного оборудования и химических реактивов, — продолжает Александра Ершова. — Иван будет заниматься этими пробами от начала до конца, студенты задействованы на всех этапах. В этом и смысл плавучего университета — в обучении через исследования. Принцип был сформулирован ещё в 1990-х годах, когда появился первый Плавучий университет ЮНЕСКО-МГУ.  Применяется он и в Арктическом плавучем университете. 

За соседним столом в лаборатории тем же самым, обучением через исследования, заняты Артемий Гончаров, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины (Санкт-Петербург), и студентка САФУ Валерия Ракова. Проект Валерии в Арктическом плавучем университете посвящён изучению микробного разнообразия наземных и морских экосистем. 





ОТ ПТИЦ И ХЛОРОФИЛЛА ДО ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Все студенты сегодня представляли свои проекты: рассказывали, что будут изучать, какие методы и оборудование планируют использовать, почему считают тему актуальной и полезной. Защита, надо сказать, не была формальностью. Преподаватели и руководители экспедиции задавали вопросы не столько сложные и каверзные (не экзамен), сколько ведущие студента к сути, смыслу, осознанности, более широкому взгляду на свою тему. Многие в итоге скорректировали свои проекты, что-то добавили. 

А темы разные. К примеру, Павел Футоран из САФУ и студентка МГУ имени М. В. Ломоносова Полина Водолазская  будут наблюдать за птицами — и с борта "Михаила Сомова", и во время высадок, чтобы оценить численность и видовой состав орнитофауна. Павел также работает старшим государственным инспектором в национальном парке "Онежское Поморье", у него есть опыт наблюдений за миграциями птиц. 

Магистрантка Санкт-Петербургского государственного университета Дарья Кузнецова исследует пространственную изменчивость хлорофилла на разрезе мыс Желания — остров Сальм. 

Аспирант САФУ Томас Латкин отбирает пробы воздуха на летучие и полулетучие органические соединения, чтобы выявить наличие загрязнений, а также пробы воды на микропластик и органические загрязняющие вещества. 

Также в планах студентов и их научных руководителей изучение трансформации Атлантических вод в акватории Баренцева моря, плотности потока радона и гамма фона экосистем Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, исследование эмиссии парниковых газов в почвах арктических островов, наблюдения за льдами, исследование влияния Арктического климата на здоровье…

ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ 

Завершился насыщенный день красиво — фильмом "Великий Северный путь". Режиссёр картины Леонид Круглов и оператор Владимир Филиппов повторили путь русского первопроходца XVII века Семена Дежнёва, от Архангельской области до побережья Чукотки. 

Владимир Филиппов сейчас тоже на борту "Михаила Сомова", участвует в экспедиции проекта "Хозяин Арктики" в качестве оператора и фотографа. Он представил фильм "Великий Северный путь" и рассказал, как удалось сделать фантастической красоты и сложности съемки с воздуха. Над плато Маньпупнер, над оленьими стадами, идущими по льду Оби, над Оймяконом в 50-градусный мороз, над лежбищами моржей у мыса Дежнёва…

— У нас была задача показать российский север с воздуха. Арктика тем, кто здесь не был, кажется одинаково белой, а на самом деле она очень разнообразна, — справедливость этих слов Владимира Филиппова мы вскоре сможем проверить. 

…А "Михаил Сомов" идёт на северо-восток, по правому борту остался Канин Нос. Впереди Новая Земля.




См. также: